2С14 "Жало-С" — единственный экземпляр опытной противотанковой пушки на базе БТР-70. Отличается необычным калибром — 85 мм при гладком стволе, и колесным шасси вместо традиционного гусеничного. Рост защищенности танков привел к закрытию проекта.
Необычная самоходная пушка “Жало” находится в Техническом центре Центрального парка ВС РФ "Патриот" в павильоне №4 "Бронетранспортеры и боевые машины пехоты". Среди других самоходных орудий она выделяется очень длинным стволом, расположенном в башне на корпусе колесного БТРа.
“Жало” начали разрабатывать в шестидесятых годах прошлого века. Это была эпоха возрождения ствольной артиллерии после периода увлечения ракетами. Тогда бурно развивались советские воздушно-десантные войска. Десантникам было нужно легкое и эффективное средство борьбы с танками противника. Обычная для сухопутных войск 100-мм пушка МТ-12 “Рапира” весом более трех тонн оказалась слишком тяжелой.
Новая противотанковая пушка получила калибр 85 мм и название “Жало”. Пушку разрабатывают сразу в двух вариантах: буксируемом "Жало-Б" и самоходном "Жало-С". Разработку ведет Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения в подмосковном городе Климовск (сейчас микрорайон Подольска), ведущий НИИ в области нового стрелкового оружия и артиллерии.
Заряжание — унитарное, то есть снаряд и заряд пороха в одном корпусе. Поэтому пушку отличает высокая скорострельность — до 20-25 выстрелов в минуту.
“Жало-С” ставят на необычное шасси. Традиционно самоходные орудия СССР получали гусеницы. Но “Жало” размещают на базе новейшего колесного бронетранспортера БТР-70.
Конструкция БТРа уже отработана, то есть не требует времени на проектирование “с нуля” и исправление ошибок. Массовый выпуск — значит, шасси сравнительно дешево.
Конструкция БТР-70 позволяет достаточно легко установить в центральной части машины новую башню с пушкой, нужно только расширить погон башни и усилить крышу. Корпус и ходовая часть остаются прежними.
Спереди — отделение управления, в корме — пара бензиновых двигателей по 120 лошадиных сил. На то время два сравнительно слабых, но массовых двигателя, обходились дешевле, чем разработка мощного дизельного мотора.
Колесное шасси обеспечивает высокую проходимость и скорость до 80 км/ч по шоссе. А водомет в корме — возможность плавать.
Калибр пушки в 85 мм сравнительно невелик — как у средних танков Второй мировой. Поэтому ствол пушки удлинили и сделали гладким, без нарезов. Это позволяет разогнать снаряд до больших скоростей и повысить бронепробиваемость.
Однако растет и отдача пушки. Чтобы отдача не разрушила корпус и не опрокинула машину, ствол снабдили мощным дульным тормозом. Тормоз гасит до 80 % отдачи.
В самоходке размещают 30-40 снарядов. "Жало" может стрелять бронебойными подкалиберными снарядами 3БМ31, а также кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами.
В 1975 году построили опытный образец. Самоходная пушка вышла лишь на тонну тяжелее исходного БТР-70 — 12,5 тонн против 11,5 тонн у бронетранспортера.
Но к этому времени бронепробиваемость калибра 85 мм против танков вероятного противника окончательно стала недостаточной, несмотря на все ухищрения конструкторов.
Кроме того, самоходка “в наследство” от БТР получила слишком слабую броню — не толще 8-10 мм у лба корпуса и 6 мм у башни. Для бронетранспортера в целом достаточно такой защиты от пуль и осколков. У самоходной гаубицы, например, 122-мм “Гвоздики”, стреляющей с закрытых позиций, броня вдвое толще.
Но “Жалу” пришлось бы стрелять прямой наводкой и бороться с современными танками. К тому же снаряды "Жала" несовместимы с другими пушками, то есть их придется производить отдельно.
Поэтому, несмотря на все вероятные достоинства, “Жало” прошла испытания, но так и осталась в единственном экземпляре.
Программа создания новой 85-мм противотанковой пушки получила шифр «Жало». Буксируемая пушка должна была называться «Жало-Б», самоходная установка, соответственно, – «Жало-С». Параллельно с доводкой орудия выполнялось проектирование его носителя. На этот раз заказчик был оригинален и облик перспективной самоходки. должен был самым серьезным образом отличаться от серийных САУ отечественной разработки. Бронемашину предлагалось строить не на базе традиционного для самоходок гусеничного шасси, но на основе колесной бронемашины. В качестве основы для самоходной противотанковой пушки (СПТП) «Жало-С» предлагалось использовать переработанное шасси бронетранспортера БТР-70. Машина лишалась штатного вооружения и десантного отделения, на месте которого формировалось боевое отделение с поворотной башней с пушкой. Таким образом, с современной точки зрения батальонная СПТП может быть отнесена к классу т.н. колесных танков. Благодаря характерным особенностям БТР-70 не понадобилось значительное изменение конструкции корпуса и шасси. Из-за характерной компоновки - переднее расположение отделения управления и кормовое расположение МТО, башню легко разместили в центральной части машины без изменения размещения основных агрегатов и без значительной переработки корпуса, за исключением установки нового погона и некоторого усиления крыши. СПТП 2С14 сохраняла имеющийся броневой корпус, сваривавшийся из броневых листов толщиной не более 8-10 мм с мощной защитой в лобовой проекции узнаваемой клиновидной формы. Компоновка корпуса была переработана в соответствии с новым предназначением машины. В передней части сохранялось отделение управления с двумя рабочими местами, центральный отсек отдали под боевое отделение, а корма по-прежнему должна была вмещать двигатели и часть устройств трансмиссии. Силовая установка бронетранспортера и созданной на его базе самоходки состояла из двух карбюраторных двигателей ЗМЗ-4905 мощностью по 120 л.с. каждый. Для перемещения по воде машина должна была использовать кормовой водомет. Специально для самоходки нового типа была разработана оригинальная башня, изначально предназначенная для установки орудия 2А62. Башня получила бронирование толщиной до 6 мм и должна была состоять из нескольких листов разной формы, сваренных в единую конструкцию. Основным оружием самоходки «Жало-С» являлась 85-мм гладкоствольная пушка 2А62, унифицированная с буксируемой системой 2А55. Это орудие получило ствол большой длины, оснащенный эжектором и развитым дульным тормозом. Для компенсации импульса отдачи в дульной части ствола предусматривались несколько рядов круглых отверстий. Такой дульный тормоз гасил до 75-80% отдачи. Большая часть остального импульса поглощалась противооткатными устройствами. Орудие использовало унитарное заряжание и могло показывать скорострельность до 20-25 выстрелов в минуту. Новая пушка могла использовать боеприпасы нескольких типов, специально разработанных в рамках программы «Жало». Основным средством борьбы с танками вероятного противника являлись бронебойные подкалиберные оперенные снаряды. В имеющемся боевом отделении можно было поместить укладки на 35-40 выстрелов. Экипаж перспективной СПТП 2С14 должен был состоять из трех или четырех человек. Механик-водитель помещался на своем месте в передней части корпуса. Рядом с ним мог располагаться командир. Места наводчика и заряжающего находились в боевом отделении. Попадать в башню можно было как через люк в крыше, так и через бортовые люки. Первый и, как позже оказалось, последний опытный образец самоходной противотанковой пушки 2С14 «Жало-С» был построен в 1975 году и вскоре отправлен на испытания. После заводских испытаний и исправления мелких недочетов машину передали специалистам военного ведомства. В 1980 году комиссия, следившая за ходом испытаний, провела анализ собранных данных и подвела итоги проекта. Во время длительных проверок было установлено, что СПТП «Жало-С» имеет ряд положительных черт, но при этом не лишена самых серьезных недостатков. По совокупности технических характеристик и боевых возможностей перспективный образец не был рекомендован к принятию на вооружение. Главные плюсы машины заключались в используемом шасси – освоенное в производстве, широко используемое в войсках, имеющее высокую подвижность как на автомобильных дорогах, так и на пересеченной местности. Новое гладкоствольное орудие калибра 85 мм со специальными бронебойными снарядами показало достаточно высокие боевые качества и подтвердило возможность поражения различных бронированных целей. Тем не менее, имелись и недостатки. В первую очередь недостаточное бронирование. Кроме того пушки годились только для борьбы с легкобронированной техникой и не моли уверенно поражать современные танки. Как следствие, вскоре после завершения испытаний в 1980 году вся программа с шифром «Жало» была остановлена.
Показать больше
Войдите , чтобы оставлять комментарии
The 2S14 Zhalo-S ("Stinger-S") is an experimental light, highly mobile, Soviet self-propelled gun from the 1980s, although its history goes much deeper than that. As early as the 1970s, the Soviets started working on a new generation of anti-tank guns, including some very light 85mm models of the Zhalo program. These would be suitable for light Tank Destroyers (although a towed version was developed as well) and achieved their killing power not by caliber, but by high muzzle velocity.
The first prototype of a 85mm self-propelled gun based on the BTR-70 wheeled chassis was ready in 1975 and was sent to the Kubinka proving grounds for extensive testing. Despite its unusually low caliber, the gun was very capable of defeating older vehicles, but it lacked the penetration of 125mm guns and was therefore useless against modern MBTs, a fact that ultimately doomed the project. The surviving prototype is currently located in the Kubinka Tank Museum.
XP Cost | Credit Cost | Hull Armor | Hull Composition | Turret Armor | Turret Composition | ERA Name | ERA Penetration Reduction |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Stock | Stock | 35 mm (vs AP) 45 mm (vs HEAT) | Steel | 60 mm (vs AP) 80 mm (vs HEAT) | Steel | N/A | N/A vs AP N/A vs HEAT |
This vehicle's light armor offers basic protection from autocannons and machineguns. |
Name | XP Cost | Credit Cost | Max Speed | Reverse Speed | Forward Acceleration | Hull Traverse | Fire Chance |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ZMZ-4905 240 hp Twin Petrol Engine | Stock | Stock | 80 km/h | 40 km/h | 4.50 s (0 to 32 km/h) 20.75 s (0 to Max Speed) | 51.90° | 15 % |
Name | XP Cost | Credit Cost | Description | Notes |
---|---|---|---|---|
Improved Exhaust Smoke Generator | Stock | Stock | Provides 8 exhaust smoke charges Recharge time: 60s Duration: 14s | |
Improved Optics Lenses | Stock | Stock | Accuracy is improved by 50% | |
Improved Optics Stabilizer | Stock | Stock | Reduces the accuracy penalties for firing and traversing the turret. | |
Stock Wheels | Stock | Stock | Mobility (Light Terrain): 91.2% Mobility (Heavy Terrain): 72.7% |