Предшественник скрипки и виолончели, популярнейший представитель музыкальной культуры эпохи Возрождения и Барокко, струнный смычковый музыкальный инструмент, название которого с итальянского языка переводится, как «цветок фиалки» это виола. Появившись в конце XV века, она и сегодня главный участник барочных камерных концертов.
Как и все представители скрипичной группы, инструмент имеет корпус с покатыми формами, выраженной «талией», тупыми углами. Колковая коробка, венчающая широкий гриф, имеет улиткооборазную форму. Колки имеют поперечное расположение. Резонаторные отверстия в виде буквы «С» располагаются по обеим сторонам от струн. Подставка может быть плоской или вертикальной. Виола имеет 5-7 струн.
Играют на хордофоне сидя, уперев одну боковину на ногу или установив инструмент вертикально с упором в пол. Размеры корпуса могут быть разными в зависимости от вида. Наиболее крупная теноровая виола. В ансамбле она выполняет роль баса. Меньший размер имеет виолетта – альт.
Несмотря на то, что внешне инструмент схож с семейством скрипичных, его звучание сильно отличается. В отличие от скрипки она имеет мягкий, матовый, бархатистый тембр, динамический рисунок ровный, звук без перегрузок. Поэтому viola так полюбилась ценителям салонной музыки, вельможам, услаждавшим свой слух изысканной музыкой.
В это же время скрипка долго считалась «уличной соперницей», ее крикливый, переходящий на визг звук, не мог конкурировать с размеренными, бархатными тонами виолы. Еще одно важное отличие – возможность варьировать, исполнять тончайшие звуковые нюансы, применять различные техники.
Семейство виол начинает формироваться в XIII веке. К тому времени в Европе широко использовались струнные смычковые инструменты, заимствованные в арабском мире, проникшие в Испанию с завоевателями. Так ребек укладывали на плечо, уперев в подбородок, а лиру укладывали на коленях. Виолу стали устанавливать на пол, располагая между колен. Такая манера была обусловлена крупным размером хордофона. Способ игры получил название da gamba.
Читайте также: КолоколВ Европе XV-XVII веков происходит эра виолы в музыкальной культуре. Она звучит в ансамблях, в оркестрах. Ей отдают предпочтение представители аристократического мира. Музицированию обучаются дети в семействах знати. Знаменитый классик Уильям Шекспир часто упоминает ее в своих произведениях, известный английский живописец Томас Гейнсборо находит в ней вдохновение и часто уединяется для наслаждения изысканной музыкой.
Виола лидирует в оперных партитурах. Для нее пишут Бах, Пуччини, Шарпантье, Массне. Но скрипка уверенно конкурирует со старшей сестрой. К концу XVII века она окончательно вытесняет ее с профессиональной концертной сцены, оставив место лишь для камерного музицирования любителям старинной музыки. Последним преданным этому инструменту музыкантом был Карл Фридрих Абель.
Исполнительская школа возродится только в начале XX века. Инициатором станет Август Венцингер. Виола вернется на профессиональную сцену и займет свое место в классах консерваторий Европы, Америки, России, благодаря Христиану Деберайнеру и Паулю Груммеру.
В истории музыкальной культуры наибольшее распространение получила теноровая представительница семейства. Она чаще всего была задействована в ансамблях и в оркестрах, выполняя басовую функцию. Существовали и другие типы:
Инструменты отличаются размером, количеством струн и строем.
Чаще всего используется в камерном исполнении. В начале прошлого столетия виола получила новое развитие. Старинный инструмент снова зазвучал со сцены, обучение игре на нем стало популярным в консерваториях. Звучит на камерных концертах в малых залах, послушать музыку приходят любители произведений эпохи Возрождения и Барокко. Услышать хордофон можно и в церквях, где виола сопровождает песнопения во время службы.
Многие музеи мира собирают целые экспозиции, в которых представлены старинные экземпляры. Такой зал есть в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга, в музее Глинки в Москве. Самая значимая коллекция собрана в Нью-Йорке.
Среди современников лучшим исполнителем является итальянский виртуоз Паоло Пандольфо. В 1980 году он записал сонаты Филиппа Эммануэля Баха, а в 2000 году представил миру виолончельные сонаты Иоганна Себастьяна Баха. Пандольфо сочиняет музыку для виолы, выступает с концертами в самых знаменитых залах мира, собирая полные залы ценителей барочной музыки. Особой популярностью среди слушателей пользуется композиция «Violatango», которую музыкант часто исполняет на бис.
Читайте также: ДхолакВ Советском Союзе возрождению аутентичной музыки большое внимание уделял Вадим Борисовский. Во многом благодаря ему, в концертных залах консерваторий Москвы зазвучала старинная виола.
Виола (от итал. viola) являет собой целое семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, известных как минимум с XV века. Незаслуженно забытые в XVIII в. и пережившие второе рождение в XX в., виолы продолжают радовать ценителей академической музыки и всё чаще привлекают внимание композиторов.
Доподлинно известно, что на рубеже XVI и XVII веков итальянским мастером Литуэром был изготовлен новый музыкальный инструмент. За его основу автор взял испанскую виуэлу, которую он оставил с прежним строем, но изменил форму корпуса и грифа. Далее никаких кардинальных изменений в конструкцию внесено не было, и инструмент просуществовал в первозданном виде около 200 лет. На протяжении эпохи Возрождения мелодичное звучание виол можно было услышать на церковных службах, аристократических приёмах и народных гуляньях.
В сравнении со скрипкой виолы занимали более высокое положение – они считались благородным инструментом знати, в то время как скрипка была больше инструментом улиц.
Первые виолы были довольно громоздкими, из-за чего играть на них можно было только сидя. Исполнитель при этом должен был держать инструмент вертикально, опирая его на бедро либо придерживая между колен. Такая виола получила приставку «да гамба», что в переводе с итальянского означает «нога».
Чуть позже появились инструменты меньшего размера, которые при игре стали располагать на плече. Они получили приставку «да браччо», что в переводе означало «по руке».
Звучание виолы было настолько мелодичным, что в соседних странах быстро оценили новый инструмент и даже внесли в него некоторые изменения. Так, французы для того чтобы усилить звучание начали устанавливать на него струны, изготовленные по новой технологии. Они оборачивали обычные струны из кетгута серебряной проволокой и перекручивали их.
Кроме того, именно французские мастера добавили ещё одну струну – басовую, сделав таким образом из 6-струнного инструмента 7-струнный.
Расцветом популярности виолы в Европе по праву считают начало XVII века. Именно в этот период инструмент широко шагнул в аристократические массы, и практически в каждой состоятельной семье было сразу несколько экземпляров разного размера. Большой вклад в развитие виольной музыки внесла Англия, чьи композиторы написали, пожалуй, самое большое количество сочинений для виолы.
Однако в середине XVIII века старая добрая виола отошла на второй план и уступила место модной скрипке. Публика предпочла яркие и сочные скрипичные звуки мягкому и приглушённому тембру виолы, предав старинный инструмент незаслуженному забвению. Среди последних выдающихся виолистов того времени стоит отметить современника и коллегу Гайдна – Карла Фридриха Абеля, со смертью которого инструмент более чем на столетие исчез с профессиональной академической сцены.
Возрождение виолы произошло лишь в первой половине XX столетия стараниями таких великих музыкантов, как Пауль Грюммер, Христиан Деберайнер и Август Венцингер. Именно они вернули инструмент на концертные сцены и дали ему вторую жизнь. На протяжении всего XX столетия происходило медленное, но уверенное восстановление профессиональной исполнительской школы, и на сегодняшний день виола представлена в ведущих консерваториях Европы и Америки.
Классификацию инструментов семейства можно произвести по размеру, количеству струн, тембральной окраске, пропорциям, строю и регистру.
Следует отметить и модификации инструментов, популярные в разных странах. К примеру, виола бастарда была немного больше да гамбы и пользовалась популярностью в Англии, а виола да бардоне имела 7 основных, 15 резонансных струн и предназначалась не только для игры при помощи смычка, но и для пиццикато.
Виола помпоза была придумана Бахом и слегка превосходила по размеру альт. Виола пардюс считалась самой миниатюрной из всего семейства и напоминала скрипку, а английский виолет был очень схож с виолой д'амур – изящным инструментом для влюблённых.
Виола отличается необычайно нежным и мягким звуком, нередко дополненным звучанием резонирующих струн.
Важным отличием звучания виолы от звучания других смычковых инструментов является возможность извлечения очень тонких звуковых нюансов, которые по своей динамичности могли сравниться только со звуками клавесина.
Мелодии для виол записывались в основном в мензуральной нотации с применением лютневой табулатуры. Благодаря прекрасному звучанию виолы нередко использовались в качестве солирующего инструмента в академических оркестрах и специально под них сочинялись ричеркары, сюиты и мадригалы.
С семейством виол связано множество удивительных фактов, вот наиболее интересные из них.