Раздел: Советы огородникам

Лошади Русский тяжеловоз особенности породы | Коневодство | Порода лошадей Русский тяжеловоз

Все о лошадях-тяжеловозах

Лошадь-тяжеловоз – настоящий труженик, способный выдерживать самые интенсивные физические нагрузки. Во всём — от внешнего облика до поведения — она демонстрирует степенность и неспешность. Впрочем, характеристика советской, бельгийской, французской и других пород тяжеловесов всё же не столь однозначна в их определении. Красивые крупные животные легко справляются и с перевозкой грузов, и с пахотными работами на полях, и с преодолением препятствий. Их исполинский рост, выраженная мускулатура, массивное тело выглядят весьма впечатляюще.

История

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах. Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей. Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.

Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры. Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».

Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.

В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов. Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером. Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.

Лошади Русский тяжеловоз особенности породы | Коневодство | Порода лошадей Русский тяжеловоз

Иконка канала Строительные Сюжеты

Порода лошадей Русский тяжеловоз относится к группе небольших. Русский тяжеловоз зарекомендовал себя на сельхозработах. Коневодство занималось разведением крупных и небольших. Лошади держались крестьянами в качестве помощника и кормильца. Конь обладает отличными мясными качествами и молочной продуктивностью. Кроме этого, кони применяются, чтобы получить продуктивное коневодство. Русский тяжеловоз распространился по России. Порода лошадей Русский тяжеловоз делится на несколько линий: Караул, Поденщик, Ларчик и Рубикон. У породы лошадей гармоничное сложение, но рост в холке был маловат. И выращивание лошадей осуществлялось с отбором самых крупных жеребцов и кобыл. Разведение лошадей позволяло получать жеребцов весом 600-700 кг, кобыл 580-650. Коневодство добилось своей цели. Русский тяжеловоз отличается скороспелостью. Порода лошадей Русский тяжеловоз и сегодня продолжает совершенствоваться. Уход за лошадьми зависит от их использования. Лошадиные породы отличаются разнообразием. Русский тяжеловоз ценится за выносливость, резвость и подвижность. Порода лошадей Русский тяжеловоз достигает максимального развития к трем годам. Содержание лошадей на фермах позволяет демонстрировать их рабочие качества. Про лошадей можно посмотреть видео. Русский тяжеловоз сегодня приобретается фермерами для племенного разведения. Порода лошадей Русский тяжеловоз подходит для нужд туристического бизнеса. Лучшие лошади по производительности соответствуют небольшому трактору. Русский тяжеловоз грузы перемещает шагом, галопом и рысью. Порода лошадей Русский тяжеловоз при отсутствии качественных кормов питается соломой.

Показать больше

Войдите , чтобы оставлять комментарии

Богатырские кони. Как в России возрождают породу владимирских тяжеловозов

Анна Устинова/ ТАСС

Ни морковка, ни сахар не нужны, если рядом мама. Пришло время обеда, и неуклюжий жеребенок настойчиво тычется кобыле в живот.

— Это наш самый маленький, шесть дней всего. Назовем его… Гуппер. Мама — Гаспара, папа — Выпуск. А этот Гуппером будет, — говорит управляющая племенным конным заводом "Монастырское подворье" в селе Косинском Юрьев-Польского района Ольга Евсеева.

Тяжеловозы рождаются высотой 103 см в холке, 92 см в обхвате груди и весом 50 кг. С мамой Гуппер будет жить полгода — и за это время станет в пять раз тяжелее. Затем, в зависимости от зоотехнических качеств, малыша либо выставят на продажу, либо он пополнит почетные ряды племенного поголовья.

Завод по разведению владимирских тяжеловозов под Юрьевом-Польским во Владимирской области — самый крупный, здесь содержат больше 140 голов, притом что общее поголовье породы — 500−600 животных. Она считается малочисленной, но сегодняшние показатели — уже успех. В 90-е численность сокращалась до 300 лошадей. Еще есть завод в Гавриловом Посаде и Государственная заводская конюшня им. В.И. Фомина во Владимире.

Условия здесь во многом говорят о ситуации с разведением этих лошадей. Завод построили в конце 50-х годов прошлого века, и, кажется, с тех пор здесь не было капремонта — поваленные опоры забора, обветшалые здания, темные стойла.

Как рассказывают местные, в 2005 году лошадей чуть не пустили на мясо, но нашелся предприниматель, который всех спас — выкупил поголовье. Стадо и сегодня в тех же руках, но сам комплекс — в федеральной собственности. Периодически имущество выставляют на торги. Денег на его выкуп нет, как и смысла вкладываться в обновление строений, которые в любой момент могут перейти к новому владельцу.

Решить вопрос с собственностью пытаются власти региона. Тем временем завод сводит концы с концами, перебиваясь областной субсидией (чуть более 1 млн рублей) и средствами от продажи жеребят.

— По сути, мы живем в долг — сено привозят в долг, лекарства привозят в долг. Потом постепенно платим. Приходится всех поставщиков убеждать. Но люди жалеют лошадей и соглашаются. Тем более, сейчас многие так живут — в долг. На нашем конном заводе мы сохраняем генофонд владимирской породы. То есть представьте — треть всего генофонда сосредоточено у нас. И если собственник, не дай бог, захочет продать, то порода очень многое потеряет, а может просто прекратить существование. Мы занимаемся производством семи линий из девяти (разведение по линиям — форма селекционной работы для поддержания качества породы — прим. ТАСС), — рассказывает Ольга Евсеева.

Летом с кормом попроще — в хорошую погоду лошади целыми днями в полях. Пасутся от рассвета до темноты и ходят к реке на водопой. Солнце, воздух и вода — закалка для лошадей и жеребят.

В прошлом году в "Монастырском подворье" родилось больше 30 жеребят, продали около 20, в этом году в продажу поступят 15 малышей. Цена молодняка 200−250 тыс. рублей — дороже не соглашаются покупатели.

— Владимирские тяжеловозы — крупная порода, кушают много. А цены на корм растут быстрее, чем на лошадей. Овес за год подорожал почти вдвое, — грустно констатирует Ольга. Только на овес юрьев-польским лошадкам нужно потратить более 4 млн рублей в год.

Наш разговор прерывают посетители — по несколько раз в день взрослые и дети приезжают на завод погладить лошадок. Зная о не лучшем положении дел на предприятии, многие, как и мы, — с пакетами овощей и сахара. Вкусные запахи вызывают явное оживление, топот копыт и радостное ржание в стойлах.

С лошадьми она работает больше 30 лет, коней на переправе не меняет.

— Здесь места красивые. Раньше заводы всегда ставили там, где красота, — задумчиво говорит Ольга и бежит к конюшне — кто-то снова приехал покормить и погладить ее красавцев.

История породы

Попытки создать породу для работы на "тяжелых", серо-землистых, глинистых почвах начались в конце XIX века. На известный еще с екатерининских времен Дворцовый конный завод в Гавриловом Посаде (сейчас территория Ивановской области) из-за границы привозили европейских тяжеловозов — английских шайров и клейдесдалей и скрещивали с самыми мощными и выносливыми местными конематками. Именно в этих стенах родились первые владимирские тяжеловозы.

"Именитые мальчики приехали, а беспородные девочки их приняли", — писали остроумные современники. "Были бы плохими девочки, не получились бы хорошие мальчики", — отшучиваются гавпосадские экскурсоводы. Официально зарегистрировали породу в 1946 году. Ее основные отличия: гнедая масть, белая проточина на лбу, белые "носочки" и мохнатая грива. Хотя самые востребованные — вороные. "А если конь в яблоках — значит, жизнью доволен", — шутят коневоды. Вес взрослых животных достигает 1,2 т, а рост в холке — около 165 см. Юрьев-Польские покоренастее и пониже, гавпосадские — берут ростом и длиной.

Государственная заводская конюшня им. В.И. Фомина во Владимире

— Наша порода универсальная. Она разводилась на наших землях, очень трудолюбивая, и самое главное, легко поддается дрессуре, по сравнению с другими тяжеловозами — очень контактная. И еще одно отличие: те тяжеловозы — советский, русский, першерон — доставляют тяжелый груз шагом, наша может доставить еще и рысью, — рассказывает директор Государственной заводской конюшни имени В.И. Фомина во Владимире Илья Симаков. По профессии он врач-ветеринар и тоже всю жизнь работает с лошадьми.

Несколько лет назад власти Владимирской области решили взять восстановление престижа породы в свои руки и перепрофилировали госконюшню под племенное разведение тяжеловозов — построили новое здание, увеличили финансирование, у губернатора даже появился советник по коневодству.

Учреждение рассчитано на 25 жеребцов-производителей и 25 конематок. В следующем году конюшня будет получать лицензию как племенная. Лучших представителей породы сюда собирали со всей страны — не только из Владимирской и Ивановской областей, но из Подмосковья, Ленинградской области. Задача была — собрать как можно больше линий, чтобы избежать близкородственного спаривания.

С 2015 года на конюшне родилось 19 жеребят. Благодаря госфинансированию выживаемость конюшни не привязана к продажам молодняка. Поэтому основную часть жеребят направляют на увеличение маточного поголовья и обновление табуна жеребцов. В этом году специалисты планируют завершить основную работу по выбраковке стада, таким образом, уже в следующем сезоне конюшня сможет увеличить предложение по продаже жеребцов.

— У нас затоваренности нет. Востребован даже зоотехнический брак. В течение недели-двух животных покупают. Интерес есть к владимирцам, люди уже знают, что универсальная порода — можно и под верх, и в санях, и в каретах, и в экипажах. Порода становится хобби-класса, хотя используется и в крестьянско-фермерском хозяйстве, в монастырях. В Сибири много используется до сих пор на валке леса. Также очень ценятся наши молочные кобылы в Казахстане для изготовления кумыса. Они готовы вывозить вагонами, но у нас первоочередная задача — увеличить свое поголовье конематок и удовлетворить спрос в России, — добавил Илья Симаков.

Не так давно заболевшего коня, которого не смогли вылечить на конюшне, купили и увезли в Германию — там тоже популярны владимирские лошади.

Раньше для тяжеловозов проводились чемпионаты, победителями которых чаще всего становились представители гавпосадского и владимирских конезаводов — десятки кубков и лент представлены в Музее владимирского тяжеловоза на госконюшне во Владимире. В 2008 году прошли последние испытания сильнейших представителей породы. Стандартными дисциплинами для этих лошадей является доставка груза весом 1,5 т рысью, 4,5 т шагом и перевозка 9 т. Самый тяжелый груз тяжеловозы могут тащить больше километра.

Одним из первых удивительные способности тяжеловозов в 50-е годы разглядел наездник Владимир Фомин. Под его руководством лошади несколько раз устанавливали рекорды по срочной доставке грузов. Фомин получил прозвище "король русской тройки" и снялся в более чем 20 художественных фильмах, среди которых "Метель", "Морозко", "Война и мир", "Женитьба Бальзаминова".

Имя Фомина сегодня носит госконюшня во Владимире, а рядом появилась названная в честь наездника улица, где возводят жилые дома. Областной департамент сельского хозяйства рассматривает возможность строительства дорожки для тренировки тяжеловозов.

Дворцовый завод

На Дворцовом конном заводе в Гавриловом Посаде есть настоящий гусарский лагерь — глэмпинг в виде брезентовых палаток, получивший поддержку Ростуризма. Фактически это воспроизведение истории 200-летней давности — в таких же палатках после череды войн здесь базировались гусарские полки. Но по сути это круглогодичная гостиница с номерами в отдельных домиках.

Вечером тут проходят мастер-классы по изготовлению жженки — это такой коктейль из шампанского, рома, вина, коньяка, фруктов и сахара, который готовится на костре в большом котелке. Традиция его приготовления восходит к 1812 году — русская артиллерия согревалась жженкой во время холодных боевых зим. А в мирное время компанию гусарам, согласно историческим документам, не раз составляли Пушкин, Лермонтов, Гоголь и Толстой. Среди прочих гусарских развлечений — исполнение романсов под гитару. А еще можно сесть на коня и помахать саблей — например, на ходу разрубить кочан капусты.

Я тоже решила последовать их примеру и полихачить саблей — сбить пробку с бутылки шампанского. С первого же раза получилось эффектно. А ведь прежде сабраж я видела только в кино про гусар.

В 2019 году новым хозяином Дворцового завода стал известный владимирский предприниматель Игорь Кехтер (ранее предыдущий собственник завода переселил всех лошадей на другую площадку в Гавриловом Посаде, сейчас там около 100 голов). Кехтер решил развивать памятник как туристический объект. Уже два с половиной года тут работает Музей российских национальных напитков, сейчас открывается гостиница. Следующая задача — создание конного театра, героями которого станут именно тяжеловозы. В следующем году здесь появятся первые лошади — сейчас для них начинается ремонт манежа. Животных можно будет не только покормить, но и посетить мастер-классы по выездке.

— Порода универсальная, — говорит Кехтер, — в кавалеристскую атаку, конечно, не сгодится, у нее другая скорость. Но для начинающего ездока — в самый раз. И главное, характер покладистый.

Любовь к тяжеловозам Кехтер объясняет просто.

— Моя первая лошадь была тяжеловоз из Гаврилова Посада. Девочка по кличке Триада. Тяжеловоз — умная, думающая лошадь. Просто так вреда не нанесет. Пони — штука непредсказуемая. Может пнуть, подойти, укусить. Владимирская такого не сделает. Если с ней хорошо обращаться, она ничего плохого не сделает. Редкий случай, если они не пригодны к тренировке. В основном они обучаемые. По отношению к другим породам не задиристая, к детям хорошо относятся, — говорит Игорь Кехтер.

Используя лихую гусарскую тему, он поставил себе задачу: привлечь внимание туристов к владимирской породе и организовал турмаршрут, в который включил госконюшню во Владимире с мастер-классом по живописи и Музеем тяжеловоза, Дворцовый завод с гусарским глэмпингом, развлечениями и экспозицией об истории памятника, а также Юрьев-Польский завод. Сейчас обсуждается участие в проекте племенного завода в Гавриловом Посаде.

— Я верю, что в рамках маршрута может появиться инвестор, который будет готов вложиться, помочь, поучаствовать в их жизни. Я считаю, что порода недооцененная. Одна из идей — если поднять престиж лошади, возрастет ее стоимость и, соответственно, доходная часть. Можно будет корм нормальный покупать, лекарства, что-то отремонтировать. Тут важно найти "удочку" для них, чтобы они могли жить, а не ходить с протянутой рукой и просить, — рассуждает предприниматель.

В Гавриловом Посаде реализовать похожий сценарий ему уже удалось — вслед за возрождением Дворцового завода в городе стали появляться инвесторы, готовые вкладываться в туризм.

В Гавриловом Посаде даже переформатировали День города — с 2019 года он называется "Праздник русских традиций на родине владимирского тяжеловоза". Кульминация праздника — конное представление с участием самых красивых лошадей из Гаврилова Посада, Юрьева-Польского, Владимира и Суздаля. В этом году праздник пройдет 30 июля.

Анна Устинова

Источники:

  • https://stroy-podskazka.ru/loshadi/porody-i-masti/tyazhelovozy/
  • https://rutube.ru/video/44f907710ad64cf7b8539253b464ac75/
  • https://tass.ru/v-strane/15321255