Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вечерница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Шпале́ра (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенной безворсовый односторонний ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный в технике репсового уто́чного переплетения. Шпалеры выполнялись из шерсти и шёлка на специальных ручных ткацких станках, также было возможно применение золотых и серебряных нитей; ныне чаще используются нити из синтетических волокон. Рисунок на шпалере, моделью для которого служил картон , создавался цветными нитями утка́, плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Различают два вида шпалер: «готлис» (франц. haute lisse) – шпалера, вытканная на станке с вертикальным креплением основы, идентично повторяющая изображение на картоне, и «баслис» (франц. basse lisse) – шпалера, вытканная на станке с горизонтальным креплением основы, зеркально повторяющая изображение на картоне. Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12–13 вв. Сначала в Германии и Скандинавии шпалеры изготовлялись для церквей (три шпалеры из кафедрального собора в Хальберштадте , 12 в., и др.), однако в дальнейшем их стали широко применять в убранстве жилых и парадных помещений (цикл «Анжерский Апокалипсис», около 1380, «Галерея Апокалипсиса» в замке г. Анже ; цикл «Дама с единорогом», около 1500, Музей Клюни , Париж). Основные средневековые центры шпалерного ткачества – Париж, Аррас , Турне ; с конца 15 в. также Антверпен , Брюгге и Брюссель, где была выполнена серия шпалер «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля (1517–1521, Ватиканские музеи ). Мастерская Питера ван Алста. Исцеление хромого. Шпалера по картону Рафаэля. 1515–1520. Музеи Ватикана. Фото: DeAgostini / Getty Images Мастерская Питера ван Алста. Исцеление хромого. Шпалера по картону Рафаэля. 1515–1520. Музеи Ватикана. Фото: DeAgostini / Getty Images Начиная с эпохи Возрождения шпалера постепенно оказывалась в зависимости от станковой живописи. В 16 в. возникли шпалерные мануфактуры в Италии ( Феррара , Флоренция). С 17 в. главный центр производства шпалер ( гобеленов ) – Франция: Королевская мануфактура Гобеленов (ныне Национальная мануфактура Гобеленов) в Париже, мануфактуры в Бове и Обюсоне (департамент Крёз). В России шпалерная мануфактура основана в Санкт-Петербурге в 1717 г. Основные темы шпалер 17–19 вв. – мифологические и исторические сюжеты, аллегории , сцены охоты, пасторали , пейзажи. В 20 в. декоративные принципы шпалеры возрождаются в творчестве Ж. Люрса и др. Редакция искусства и архитектуры
Опубликовано 19 сентября 2022 г. в 13:53 (GMT+3). Последнее обновление 19 сентября 2022 г. в 13:53 (GMT+3). Связаться с редакцией
ИнформацияОбласти знаний: Декоративно-прикладное искусство и дизайн, Искусство Средних веков, Искусство эпохи Возрождения, Искусство эпохи барокко и рококо Период существования: 12 век – настоящее время
ШПАЛЕРЫ (от нем . Spalier). 1) ряды войск по сторонам пути следования кого-либо. 2) Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки. 3) Решетка для ползучих и вьющихся растений. 4) Настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. 5) (Устар. ) бумажные обои.
пару раз бывал на Украине, и там слышал это слово, кажись это обои.ШПАЛЕ'РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.] .
1. только мн. То же, что обои1 (устар.) . 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.) . 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.) .
в другом источнике: Шпалера - 1. Безворсовий ковер, вытканные вручную по красочным картонам, созданным живописцами. 2. Украинское название обоев.
это слово обои которые на стенуТолковый словарь русского языка Ушакова
ШПАЛЕ'РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.] .
1. только мн. То же, что обои1 (устар.) . 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.) . 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.).
Шпалеры
(нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити) , плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани) . В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш. : готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ["Анжерский апокалипсис" — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни) , относящиеся к типу "мильфлёров" — Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов] .
Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне) . Излюбленные темы Ш. 17—18 вв. — мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.
В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой — "Полтавская баталия" по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград) . Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из т. н. "Гурьевского гарнитура", 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине) . Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград) , в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля