Раздел: Советы огородникам

Шпалера это

Значение слова «шпалеры»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вечерница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Шпалера

Триумф славы. Шпалера. Фландрия. Ок. 1502–1504

Мастерская Питера ван Алста. Исцеление хромого. Шпалера по картону Рафаэля. 1515–1520

Шпале́ра (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенной безворсовый односторонний ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный в технике репсового уто́чного переплетения. Шпалеры выполнялись из шерсти и шёлка на специальных ручных ткацких станках, также было возможно применение золотых и серебряных нитей; ныне чаще используются нити из синтетических волокон. Рисунок на шпалере, моделью для которого служил картон , создавался цветными нитями утка́, плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Различают два вида шпалер: «готлис» (франц. haute lisse) – шпалера, вытканная на станке с вертикальным креплением основы, идентично повторяющая изображение на картоне, и «баслис» (франц. basse lisse) – шпалера, вытканная на станке с горизонтальным креплением основы, зеркально повторяющая изображение на картоне. Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12–13 вв. Сначала в Германии и Скандинавии шпалеры изготовлялись для церквей (три шпалеры из кафедрального собора в Хальберштадте , 12 в., и др.), однако в дальнейшем их стали широко применять в убранстве жилых и парадных помещений (цикл «Анжерский Апокалипсис», около 1380, «Галерея Апокалипсиса» в замке г. Анже ; цикл «Дама с единорогом», около 1500, Музей Клюни , Париж). Основные средневековые центры шпалерного ткачества – Париж, Аррас , Турне ; с конца 15 в. также Антверпен , Брюгге и Брюссель, где была выполнена серия шпалер «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля (1517–1521, Ватиканские музеи ). Мастерская Питера ван Алста. Исцеление хромого. Шпалера по картону Рафаэля. 1515–1520. Музеи Ватикана. Фото: DeAgostini / Getty Images Мастерская Питера ван Алста. Исцеление хромого. Шпалера по картону Рафаэля. 1515–1520. Музеи Ватикана. Фото: DeAgostini / Getty Images Начиная с эпохи Возрождения шпалера постепенно оказывалась в зависимости от станковой живописи. В 16 в. возникли шпалерные мануфактуры в Италии ( Феррара , Флоренция). С 17 в. главный центр производства шпалер ( гобеленов ) – Франция: Королевская мануфактура Гобеленов (ныне Национальная мануфактура Гобеленов) в Париже, мануфактуры в Бове и Обюсоне (департамент Крёз). В России шпалерная мануфактура основана в Санкт-Петербурге в 1717 г. Основные темы шпалер 17–19 вв. – мифологические и исторические сюжеты, аллегории , сцены охоты, пасторали , пейзажи. В 20 в. декоративные принципы шпалеры возрождаются в творчестве Ж. Люрса и др. Редакция искусства и архитектуры

Опубликовано 19 сентября 2022 г. в 13:53 (GMT+3). Последнее обновление 19 сентября 2022 г. в 13:53 (GMT+3). Связаться с редакцией

Информация

Триумф славы. Шпалера. Фландрия. Ок. 1502–1504

Области знаний: Декоративно-прикладное искусство и дизайн, Искусство Средних веков, Искусство эпохи Возрождения, Искусство эпохи барокко и рококо Период существования: 12 век – настоящее время

  • Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198,
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
    ISSN: 2949-2076
  • Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
    Главный редактор: Кравец С. Л.
    Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
    Эл. почта редакции: [email protected]
  • © АНО БРЭ, 2022 — 2024. Все права защищены.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.

Подскажите что означает слово "ШПАЛЕРЫ" и на каком оно языке?

ШПАЛЕРЫ (от нем . Spalier). 1) ряды войск по сторонам пути следования кого-либо. 2) Ряды деревьев, кустов по обеим сторонам дороги, дорожки. 3) Решетка для ползучих и вьющихся растений. 4) Настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами. 5) (Устар. ) бумажные обои.

пару раз бывал на Украине, и там слышал это слово, кажись это обои.

ШПАЛЕ'РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.] .
1. только мн. То же, что обои1 (устар.) . 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.) . 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.) .

в другом источнике: Шпалера - 1. Безворсовий ковер, вытканные вручную по красочным картонам, созданным живописцами. 2. Украинское название обоев.

это слово обои которые на стену

Толковый словарь русского языка Ушакова

ШПАЛЕ'РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.] .

1. только мн. То же, что обои1 (устар.) . 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.) . 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.).

Шпалеры
(нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити) , плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани) . В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш. : готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ["Анжерский апокалипсис" — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни) , относящиеся к типу "мильфлёров" — Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов] .

Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне) . Излюбленные темы Ш. 17—18 вв. — мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой — "Полтавская баталия" по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград) . Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из т. н. "Гурьевского гарнитура", 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине) . Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград) , в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля

Источники:

  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8B
  • https://bigenc.ru/c/shpalera-3338e1
  • https://otvet.mail.ru/question/15638909