Раздел: Советы огородникам

Вожди. Секвойя

«Их не считали полноценными людьми»: почему власти США не позволили индейцам создать собственный штат

14 июля 1905 года коренные американцы, принудительно выселенные властями США на так называемую Индейскую территорию, объявили о создании нового штата Секвойя. Они выполнили все требуемые законом процедуры, однако официальный Вашингтон не поддержал проект. В результате эта территория стала частью штата Оклахома. Об истории изгнания индейских народностей из родных мест — в материале RT.

К моменту прихода в Северную Америку белых колонизаторов проживавшие там индейские народности находились на разном уровне социального и технического развития: одни жили в условиях родо-племенного строя и занимались собирательством, а другие создали могущественные предгосударственные объединения, освоили земледелие и возводили огромные сооружения.

Одним из наиболее могущественных и воинственных народов были чероки. Сначала они противостояли англичанам (сами по себе и вместе с французами), а потом, уже в союзе с британцами, воевали с американцами. В 1790-е годы они одержали ряд побед над Штатами, но после начала Наполеоновских войн лишились поддержки европейских держав и заключили мир с американцами, уступив им Теннесси и Кентукки, однако сохранив за собой другие обширные территории на современном юго-востоке США.

В начале XIX века Соединённые Штаты приобрели у Франции Луизиану, к которой формально относились и территории современной Оклахомы — дикие земли к западу от Миссисипи. У властей США возникла идея изгнать туда «нецивилизованных» индейцев, отказывающихся вести оседлый образ жизни и принимать европейскую культуру.

«Их не считали полноценными людьми»: почему власти США не позволили индейцам создать собственный штат

Секвойя – вождь племени чероки, придумавший алфавит © University of Washington Libraries

Однако так называемые Пять цивилизованных племён — чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы — оказались на особом положении. Они были признаны «суверенными нациями», имеющими широчайшие права. Их представители массово принимали христианство, занимались фермерством и давали школьное образование своим детям. Один из лидеров чероки — Секвойя — даже разработал для своего народа алфавит. Богатые представители Пяти цивилизованных племён держали темнокожих рабов и постепенно превращались в преуспевающих плантаторов.

Дорога слёз

Но белых поселенцев становилось всё больше, и их начинало раздражать соседство с индейцами, пусть даже «цивилизованными». Сил эффективно противостоять американцам, как в конце XVIII столетия, у индейцев юго-востока уже не оставалось — белых соседей теперь было слишком много.

Верховный суд США в спорах между хозяевами земли и белыми колонизаторами начал принимать одно за другим решения, руководствуясь ещё средневековой «Доктриной открытия», согласно которой земли, на которые прибывали белые поселенцы, принадлежали «первооткрывателям», причём территории, заселённые индейцами, по умолчанию считались «ничейными». Американские судьи утверждали, что Провидение не привело бы англосаксов к берегам Северной Америки, если бы континент не должен был им принадлежать.

«Их не считали полноценными людьми»: почему власти США не позволили индейцам создать собственный штат

Битва при Литтл-Бигхорне © Library of Congress

Уже в 1830 году обещания, которые Вашингтон давал «цивилизованным племенам», были забыты окончательно.

Президент Эндрю Джексон цинично заявил: «Я рад объявить конгрессу, что великодушная политика правительства, неуклонно проводившаяся почти 30 лет в отношении переселения индейцев, подходит к своему счастливому завершению».

28 мая 1830 года в силу вступил принятый конгрессом и подписанный президентом закон «О переселении индейцев». Он обещал выдать коренным жителям, которые согласятся обменять «восточные» земельные наделы на «западные», равные по площади участки, а также финансовую компенсацию за неудобство.

При этом американские политики лицемерно рассуждали о том, что контакт с цивилизацией губителен для индейцев и их нужно от неё защищать.

На севере попытки отселить за Миссисипи так называемых нецивилизованных индейцев, в частности сауков и фоксов, вылились в войны, по итогам которых законные хозяева американской земли были разгромлены и вынуждены согласиться на переселение.

«Их не считали полноценными людьми»: почему власти США не позволили индейцам создать собственный штат

Индейцы племени чероки © Library of Congress

Что же касается «цивилизованных» племён, то из них самое активное сопротивление захватчикам оказывали семинолы. С 1814 по 1858 год они провели три полномасштабные войны с армией США. В конечном итоге большая часть индейцев вынуждены были согласиться на переезд в Оклахому, однако несколько сотен отошли в непроходимые болота центральной Флориды и вели там партизанскую борьбу до тех пор, пока в Вашингтоне не поняли, что воевать с ними гораздо дороже, чем оставить в покое. После окончания Второй мировой войны большая часть флоридских семинолов установили контакты с федеральным правительством.

Чероки хотя и не начали активных боевых действий, но добровольно переселяться отказались. Тогда в 1835 году власти США составили фиктивный договор с группой индейцев, которые не имели никаких прав выступать от имени народа чероки. В ответ племя собрало 13 тыс. подписей под петицией, осуждающей фальсификацию, и отправило её в Вашингтон. Однако президент США всё равно ратифицировал фальшивку, а к чероки отправил войска. Индейцев согнали в концлагеря, а потом заставили уйти на равнины к западу от Миссисипи.

Крики попытались взяться за оружие, но были быстро разбиты американской армией и принуждены к переселению. Чокто и чикасо посчитали сопротивление бесперспективным и покорились воле Вашингтона.

При депортации индейцам не давали даже толком собрать вещи. Большую часть пути они преодолевали пешком и массово гибли от холода и болезней. Так, из 20 тыс. чокто в ходе переселения умерло около четырёх тысяч, из 23 тыс. криков — порядка трёх с половиной тысяч. Из 22 тыс. чероки, по некоторым данным, погибли до восьми тысяч человек. Сам процесс насильственной депортации представителей Пяти цивилизованных племён на запад от Миссисипи получил в исторической литературе название Дорога слёз.

Изначально индейцам отвели практически всю территорию современной Оклахомы (само название было предложено в 1866 году представителями племени чокто и означало «красные люди»). Но в ходе Гражданской войны большая часть индейцев поддержали Конфедерацию (7860 мужчин стали её солдатами и офицерами), и после окончания войны были наказаны за свою позицию: значительная часть территории была у них отторгнута. С 1889 по 1895 год власти провели на бывших индейских землях серию «земельных гонок», когда отведённые ранее коренным американцам территории захватывал тот из белых, кто успевал первым добраться до них на лошади или в повозке.

Первоначально границы индейских земель как «неорганизованной территории США» были установлены в 1834 году. После проведения первых же «земельных гонок» в 1890-м была официально создана отдельная инкорпорированная организованная территория Оклахома.

Несостоявшийся штат

В 1902 году обитатели оставшейся части Индейской территории, желая приобрести права, равные с жителями США, взяли курс на создание нового штата. Идея была официально поддержана конвенцией представителей Пяти цивилизованных племён. Новый штат было решено называть Секвойя в честь создателя письменности народа чероки.

14 июля 1905 года о создании штата было объявлено официально. 21 августа того же года состоялась конституционная конвенция, избравшая руководство и разработавшая Конституцию, утверждённую затем на референдуме 7 ноября. Кроме того, индейцы подготовили официальный план государственного устройства, разделили штат на округи и направили петицию в Вашингтон.

«Их не считали полноценными людьми»: почему власти США не позволили индейцам создать собственный штат

© Library of Congress

Однако федеральные власти не захотели даже слушать инициаторов создания штата Секвойя. Президент Теодор Рузвельт заявил, что Индейская территория может стать полноценной частью США только в составе единого штата Оклахома, — что, собственно, и произошло в 1907 году.

По его словам, номинально американцы при создании США руководствовались принципом свободной конгломерации, но этот принцип распространялся не на всех. «Действовали двойные стандарты, индейцы для них были лишними людьми. Им было отведено место в резервациях. Американский нациогенез не подразумевал их участия в качестве отдельного субъекта», — отметил эксперт.

Директор международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз» Валерий Коровин связывает позицию американских властей по вопросу создания штата Секвойя с цивилизационными особенностями Запада как такового.

«Англосаксы не считали индейцев полноценными людьми, равными себе. Конечно, на дворе к этому времени уже стоял ХХ век, индейские войны окончились. Но это не мешало процветать в США сегрегации и работать человеческим зоопаркам, последний из которых закрылся уже после войны. Сама доктрина открытия подразумевала, что американцы относились к индейцам не как к людям, а просто как к существам живой природы. Поэтому ни о каком праве на самостоятельный штат не могло быть и речи», — заключил эксперт.

Обложка: Индейцы — коренные американцы © Library of Congress

Вожди. Секвойя

Секвойя (ок. 1760 или 1770 – между 1843 и 1845) (англ. Sequoyah, чероки Ssiquaya), он же Джордж Гесс, Гест или Гист (George Guess, Guest или Gist), – вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
Секвойя родился от женщины из племени чероки и неизвестного отца, вероятно, белого или метиса. Место его рождения предположительно деревня Таскеги в Теннеси. К 1809 году Секвойя переехал в Виллстаун, штат Алабама, где осваивал ювелирное мастерство, обрабатывая серебро. Тогда же он, не знавший английского языка, но имевший возможность видеть, как американцы пользуются письменностью, приступил к разработке системы письма для языка чероки. Сначала он пытался разработать иероглифическое письмо, но затем решил создать слоговую азбуку. Разработанная им к 1821 году азбука состояла из 86 символов, частично заимствованных из латинского и, возможно, из кириллического алфавита.
Письму и чтению на родном языке Секвойя первоначально обучил свою дочь Айоку. Соотечественниками предложенная письменность Секвойи поначалу не воспринималась. Старейшины и шаманы племени посчитали Секвойю «одержимым злыми духами», но на одном из племенных Советов он сумел продемонстрировать полезность своего изобретения.
К 1823 году письменность чероки вошла в употребление племенем, а в 1825 народ чероки придал ей официальный статус.
В этом же году Секвойя поселился в Арканзасе, где занялся кузнечным ремеслом. В 1828 году являлся участником переговоров делегации чероки с правительством в Вашингтоне.
Остаток жизни он посвятил попыткам политического объединения чероки и выработки общей письменности для североамериканских индейцев, для чего посетил юго-западные территории США, населенные навахо, апачи, зуни, команчи и другими племенами (Аризону, Нью-Мексико, Северной Мексики), где и умер между 1843 и 1845.
Австрийский ботаник Штефан Эндлихер назвал в его честь вид хвойных деревьев с Тихоокеанского побережья Северной Америки, достигающие высоты более 110 м – самые высокие растения на Земле. (авт. историческая справка)

«В Америке нашли следы гениального самоучки-чероки. Профессор антропологии университета Цинциннати Кеннет Танкерсли обнаружил в пещере на юго-востоке штата Кентукки своеобразные пробы пера: на стене кто-то чертил знаки азбуки индейцев чероки; возможно, это был сам ее изобретатель или один из его первых учеников. Чрезвычайно одаренный самоучка Секвойя, создатель азбуки, сделал очень много для своего народа, но время и люди не пощадили его собственный архив, и мы мало знаем об этом человеке. Находка в Кентукки может пролить свет на историю изобретения уникальной азбуки.
О детстве Секвойи мало что известно. Он родился в 1760-х годах. Врожденная хромата не помешала ему служить в армии. Общаясь с белыми людьми, Секвойя обучился кузнечному и ювелирному ремеслам и стал серебряных дел мастером.
Чероки в начале XIX века являлись одним из индейских племен, быстро адаптировавшихся к ценностям и культуре европейской цивилизации. Многие из них оставили охоту и обратились к ремеслам и сельскому хозяйству, чего страстно желали просветители-идеалисты вроде Томаса Джефферсона. В Джорджии к 1820-м годам жило немало семей чероки, владевших не только плантациями, но и рабами.
В начале XXI века это обстоятельство породило интересный судебный прецедент: потомки освобожденных рабов, некогда принадлежавших чероки, потребовали принять их в конфедерацию племен чероки.
Секвойя называл газеты и письма «говорящими листьями» и в 1809 году пообещал своим друзьям, что сделает такие же для своих соплеменников. Он не знал грамоты и не имел ни малейшего представления об устройстве языка, но сумел создать настолько удачную азбуку, что чероки пользуются ею и по сей день.
Секвойя работал в двух направлениях. Во-первых, он внимательно слушал речь соплеменников, последовательно выделяя самые малые повторяющиеся единицы – слоги, а во-вторых, он обдумывал будущую письменность, имея под рукой только одну старую английскую книгу, в которой он не понимал ни единого слова и не мог прочитать ни единого звука. Примерно за десять лет этот феноменальный энтузиаст завершил работу над азбукой, состоящей из 85 символов, шесть из которых – это основные гласные, а остальные – слоги. Часть знаков позаимствована из латиницы, но другие символы вообще, ни на что не похожи или напоминают нечто экзотическое для североамериканского индейца, например, славянскую глаголицу.
Секвойя, обучая письму свою дочь Айоку, вызвал открытую неприязнь у соплеменников, посчитавших, что он и его дочь одержимы «злыми силами». В этой связи старейшины племени устроили Секвойе и Айоке испытания. Они просили его составлять «говорящие листья» и читать вслух их содержание, а затем относили эти послания к девушке. Оказалось, что отец и дочь, не имевшие возможности разговаривать друг с другом, действительно понимали написанное. Итог испытаний произвел большое впечатление на соплеменников, которые впоследствии охотно освоили письменность без необходимости подготовки для начала обучения категории учителей.
Ободренные успехом Секвойя и Айока в 1821 году отправились в своеобразное турне по поселениям чероки, говоривших на нескольких диалектах. Практически везде, несмотря на местные языковые различия, новая азбука имела успех. Белые миссионеры относились к ней скептически на протяжении нескольких лет, но уже в 1826 году ими сделана первая попытка издать Библию на языке чероки при помощи азбуки Секвойи. Западные и восточные чероки вели активную переписку на своем языке и переводили законы. Вскоре появилась и их собственная газета «Cherokee Phoenix», существующая по сей день (она выходит на двух языках – чероки и английском).
В 1830-х, когда чероки и еще четыре так называемых «цивилизованных племени» (чокто, чикасо, маскоги и семинолы) принудительно выселялись правительством западнее Миссисипи на Индейскую территорию (современная Оклахома). С огромными потерями они добрались до места назначения, называя свой путь «дорогой слез».
Секвойя же умер при невыясненных обстоятельствах в 1843 году, в возрасте около 80 лет.
Источники по истории составления азбуки Секвойи скудны, т.к. личного архива автор практически не оставил. Одна из жен составителя сожгла во время отсутствия мужа его архив, поскольку опасалась живущих в нем «злых духов».
Как Секвойя придумывал начертания оригинальных знаков своей азбуки? Чем руководствовался? Находка Кеннета Танкерсли в Кентукки может приблизить исследователей к разгадке. В пещере рядом со знаками азбуки находятся традиционные петроглифы чероки, изображающие медведей, оленей и птиц. Сопоставление азбуки и петроглифов может обнаружить заимствования, которые Секвойя использовал, создавая письменность для своего народа. Наконец, большой интерес представляет сам факт существования датированных петроглифов: их автор оставил дату – 1808 или 1818 год. Скорее всего, стоит принимать более позднее чтение. Но кто нанес 15 знаков на стену? Очевидно, это был тот, кто их изучал: он явно тренировался в начертании.
Танкерсли, по происхождению чероки, надеется, что нашел следы руки самого Секвойи, но даже если это не так, то он обнаружил работу кого-то из его ближайшего окружения. Секвойя бывал в этих местах, здесь у него проживали родственники. А может это фальсификация?»

© Copyright: Игнат Костян, 2014
Свидетельство о публикации №214020600772

Вождя племени чероки переименовали в Джорджа Гесса, а это его (см)?

Вождя племени чероки переименовали в Джорджа Гесса, а это его индийское имя дали дереву?

Как называется это дерево?

тэги: 7 букв, вождь племени, дерево, джордж гесса, индийское имя категория: досуг и развлечения комментировать в избранное 10 ответов: Ёпрст Извес­ тный [254K] 8 лет назад

Однако, начнем с дерева.

Изначально, у этого дерева было много названий. Его называли и калифорнийской сосной, а еще - мамонтовым деревом (из-за толстых нижних сучьев). И лишь намного позже, австрийский ботаник Штефан Эндлихер назвал его секвойя. Во всяком случае, именно ему присваивают такое деяние.

А само имя - Секвойя - принадлежало вождю племени чероки. Сам он был не чистокровным индейцем, мать его была индианкой, а отец - по видимому - белый. И общественный подвиг сего вождя был не в ратных делах, а на ниве просвещения. Ибо именно Секвойя создал азбуку для своего племени.

Чем, соответственно, сразу выделился из ряда "просто вождей" индейских племен. Вдобавок, заработал себе новое имя - Джордж Гесс. А прежнее его имя - Секвойя, досталось могучему хвойному исполину американских лесов.

Источники:

  • https://nstarikov.ru/ih-ne-schitali-polnocennymi-ljudmi-pochemu-vlasti-ssha-ne-pozvolili-indejcam-sozdat-sobstvennyj-shtat-127872
  • https://proza.ru/2014/02/06/772
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1447419-vozhdja-plemeni-cheroki-pereimenovali-v-dzhordzha-gessa-a-eto-ego-sm.html