Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях природы, познакомить детей с зимними месяцами.
Образовательные: закреплять знания детей о зимних месяцах; формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, различать природные явления : метель, иней, гололедица, снегопад, мороз; активизировать словарный запас; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности.
Развивающие: развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; чувство эмпатии к родной природе.
Оборудование: картинки зимних явлений природы, магнитная доска, презентация, емкости со снегом, формочки, салфетки.
Предварительная работа: Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, рисование: «Иней на деревьях».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Приё мы: беседы, показ презентации, игра «Доскажи словечко», пальчиковая гимнастика «Зима».
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Дети стоят в группе.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас у нас время года?
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но сначала, чтобы не замерзнуть в пути, я предлагаю вам согреться. Давайте возьмемся за руки и образуем круг, посмотрев при этом, кто рядом с вами стоит, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закройте глаза, вытянете руки вперед и соедините их в центре нашего круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром! Потому что мы все вместе – большое яркое солнце, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь можно опустить руки и открыть глаза, но эта сила останется с вами до конца нашего путешествия.
Воспитатель: Какое время года изображено на экране? ( ответы детей: зима) «слайд 1»
Воспитатель: Какая бывает зима ( ответы детей: холодная, снежная, морозная, и. д.)
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете? ( ответы детей: идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т. д.)
Воспитатель: Правильно, ребята. А, теперь, послушайте, как про зиму написал русский поэт Федор Тютчев.
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован,
Лёгкой цепью пуховой…»
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег - «слайд 2»
С неба все скользят пушинки,
На дорожки, на лужок,
Вот веселье для ребят
Всё сильнее…снегопад. - «слайд 3»
Словно в белый пуховик,
Нарядился …снеговик. - «слайд 4»
Рядом снежная фигурка,
Это девочка…Снегурка. - «слайд 5»
На снегу- то, посмотри-
С красной грудкой…снегири. - «слайд 6»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое родственное слово у всех этих слов.
Правильно, это слово «снег»
Новая познавательная информация
Воспитатель: Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым? Про него говорят: «Год кончает, зиму начинает». Это декабрь - студень. - «слайд 7»
Декабрь на всю зиму землю студит, стужей вьет. Настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами. Ветром гнет, замораживает воды, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
«Слайд 8» Какое природное явление вы видите? В декабре начинаются первые настоящие снегопады. Снегопад – это выпадение снега из облаков.
«Слайд 9» Посмотрите на экран, какое природное явление вы видите. Что это, как вы думаете? Это гололедица. Гололедица - тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега, капель дождя.
Второй месяц: «Году начало, зиме середина». Январь – лютень. - «слайд 10»
Наступил новый год, на дворе снега полным-полно и морозно. Зима в самом разгаре, а в самые ясные дни, мороз, особенно, трескуч и щиплет ухо и нос. «слайд 11»
«слайд 12» - Посмотрите на экран. Какое зимнее явление вы видите? Это иней. В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды (0°C, капельки воды, испаряющиеся с поверхности почвы, травы и деревьев или снежного покрова, превращаются в крохотные, по большей части игольчатые, кристаллики льда, и землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится и на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода.
Третий месяц: «Вьюги да метели, под…. налетели. «слайд 13» Этот завершающий месяц зимы в некоторые годы бывает очень суровым и по лютости не уступает даже месяцу январю. За обилие снегопадов и метелей его называли также «снежень».
«слайд 14» Следующее явление природы – метель. Когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и тогда из-за белой пелены ничего вокруг не видно. Это явление называется метель. Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом.
Пальчиковая гимнастика: «Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони гладят по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь)
Дидактическая игра: "Признаки зимы"
Работа в парах за столами.
На столе вразнобой лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на магнитную доску. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на магнитную доску и рассказывают, какое зимнее явление они нашли
Воспитатель: Так что же нам приносит зима? ( Ответы детей: снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз, снегопад).
А, Илья нам загадает загадку про явление природы.
«Сквозь густую пелену ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем серый гость накрыл плащом». (туман)
Работа в группах. Воспитатель приносит снег в двух емкостях.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?
Ответы детей: Снег стал влажным.
Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?
Ответы детей: Из него можно сделать комок.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?
Ответы детей: Снег тает в руках.
Воспитатель: Что произойдёт со снегом, если мы его долго будем держать в тепле?
Ответы детей: Снег растает и станет водой.
Воспитатель: Конечно! Снег превратится в воду. А если мы эту воду перельём в формочки и отнесём обратно на улицу, что с ней станет?
Ответы детей: Вода станет льдом.
Воспитатель: Когда мы отправимся на прогулку, мы возьмем формочки с водой и заморозим.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? О каких зимних явлениях вы узнали сегодня?
Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы и зимних месяцах.
Воспитатель: Ребята, а какой у нас в декабре был праздник. Правильно, «Новый Год». Вот у меня есть неукрашенная елочка. Я предлагаю нашу елочку украсить шарами. Синими, если ничего нового не узнали, занятие было скучным; красными, если занятие было интересным и познавательным.
Публикации по теме:Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» для детей 5–6 лет Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» для детей 5–6 лет Екатерина Новожилова Конспект занятия по экологии «Зимние явления.
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: "Весна. Изменения в природе" Цель:.
Конспект НОД «Деревья в зимней природе» в старшей группе Цель: расширение представлений детей о деревьях в зимнее время года. Задачи: Образовательные: закрепить и расширить знания детей о «хвойных»,.
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимние виды спорта» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Зимние виды спорта» в старшей группе с использованием, игровых, информационных технологий.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Зимние краски» Цель: формировать умения творчески отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «В гости к матушке-природе» Конспект НОД с элементами совместной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «В гости к матушке - природе» Цель:.
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе. Задачи: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимние явления в природе» Занятие по развитию речи на тему «Зима» в средней группе Цель: развитие связной речи. Образовательные задачи - Обобщать представления о.
Конспект занятия на тему «Зима. Зимние явления» (старшая группа) Конспект занятия Направление деятельности: «познавательно-речевая» Образовательная область «познание» Тема: «Зима. Зимние явления». Старшая.
Перспективное планирование на неделю в подготовительной группе «Зимние явления в природе» ДЕКАБРЬ. 1НЕДЕЛЯ ТЕМА: «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ» ЗАДАЧИ: Продолжать знакомить детей с зимой как: временем года. Познакомить с природным.
Изморозь, снегопад, ледяная и снежная крупа, гололед, дождь со снегом, метель – увы, все эти зимние явления природы не понаслышке знакомы россиянам. Согласитесь, многие не любят наши зимы, да даже те, кому по нраву сугробы и легкий морозец, все равно обычно с нетерпением ждут возвращения тепла.
Но зима – это не всегда лишь только холод, недостаток солнечных дней, сырость и серость. Тем, кто хочет и умеет видеть интересное вокруг, волшебница-зима нет-нет да и подкидывает особенно яркие, необычные, удивительные или просто очень красивые явления.
Все видели природную живопись из изящных морозных узоров на заиндевевших оконных стеклах, многие увлекались разглядыванием увеличенных изображений сложных структур снежинок или любовались "замороженной" паутиной и заключенными в ледяную оболочку ягодами и листками, сверкающими на зимнем солнце после ледяного дождя. Некоторые экспериментаторы даже пытались заморозить мыльные пузыри или во время сильного мороза сделать эффектные фото для инстаграма, быстро выплескивая веером кипяток из кружки…
Расскажем вам о нескольких удивительных природных явлениях, которые еще можно увидеть в самые холодные месяцы года.
Какие виды зимних осадков вы знаете? Большинство перечислит снег, снежную крупу, град, дождь со снегом… А слышали ли вы о ледяных иглах? Наверняка нет, хотя, скорее всего, видели их неоднократно – и солнечным днем, и темной ночью.
Это явление еще носит название "алмазной пыли" или "осадков ясного неба" и оно как нельзя лучше описывает его вид. В морозную погоду, при температуре воздуха ниже −10-15°C, в воздухе образуются мельчайшие ледяные кристаллики. Они очень легкие и буквально парят в пространстве, сверкая на солнце россыпью драгоценностей – именно на солнце, ведь образуются ледяные иглы только в ясную погоду. Вспомните – морозный погожий денек, вроде сыплет мельчайший сверкающий снежок – но ведь на небе ни тучки!
Фото – Дмитрий Супонов
Еще эффектнее алмазная пыль выглядит в темное время суток при свете луны или фонарей. Над последними ледяные иглы могут образовывать отчетливо видимые столбы цветного света, идущие от фонарей в небо ("световые столбы").
Для самых любознательных – кристаллы льда в алмазной пыли обычно формируются в форме гексагона (правильного шестиугольника), чьи плоские грани так отлично отражают любой свет.
Эта же вышеописанная алмазная пыль может стать "виновником" еще одного красивейшего явления – солнечного или лунного гало, когда вокруг небесного светила образуется огромный светящийся круг радиусом обычно около 22° или дуга, реже вертикальный столб или даже крест (вид гало зависит от формы и расположения кристаллов льда в воздухе).
Отраженный и преломленный ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу – прямую или перевернутую. Правда, полного и четкого спектра, как у настоящей радуги, скорее всего, увидеть не удастся – цвета гало обычно размыты и нечетки. В других случаях светящийся артефакт будет ослепительно-белого цвета.
Иногда в морозную погоду, когда Солнце находится достаточно низко над горизонтом, нижняя часть гало может быть видна на фоне окружающего пейзажа.
В тусклом лунном круговом или дуговом гало человеческий глаз цветов обычно не различает, что связано с особенностями сумеречного зрения. Зато вам может посчастливиться в полнолуние (вследствие необычного преломления света) увидеть "ложную луну" – вид гало, при котором с двух сторон от небесного объекта возникает два его более мелких "близнеца", светящихся тусклее и в другом оттенке (ближняя к Луне часть красноватая, а дальняя – синеватая).
Справедливости ради стоит отметить, что существует и "ложное солнце", в народе именуемое "солнцем с ушами" – выглядит оно, как сразу три светила –крупное в центре и два поменьше справа и слева от него.
Эти "ложные" явления имеют научные названия – парселена для Луны и паргелий для Солнца.
Фото с сайта kaylynmesser.com
Ледяными "блюдцами" или "блинчиками", а то и "блинным льдом" народ окрестил это необычное зимнее явление, когда на поверхности водоемов появляются мелкие многочисленные или крупные одиночные плоские круги почти правильной формы.
Такие диски большого диаметра формируются при совпадении сразу нескольких условий: низкая температура, определенная скорость течения и изогнутая форма береговой линии. В таких обстоятельствах глыба льда медленно вращается в воде, а края этого "блюда" стираются при столкновении с сушей. Самый большой в истории подобный ледяной круг был замечен на озере Байкал: в диаметре он достигал четырех километров!
Фото с сайта interessant.ru
Множество же мелких кругляшей может образоваться практически идентичным образом – когда при резком понижении температуры в воде сперва образуются комки ледяной взвеси в пене, а затем они начинают вращаться и заледеневают. Часто "блины" имеют приподнятые края из-за постоянных столкновений друг с другом. Подобное явление, например, порадовало жителей Ленинградской области под Рождество 2020 года, когда обилие таких "блюдец" сформировалось у берега Ладожского озера.
Фото – Алексей Тулупов
Иногда зимой холода могут быть настолько экстремальными, что замерзает даже текущая вода – например, фонтаны и водопады.
Конечно, увидеть в зимнюю пору года неотключенный фонтан в среднестатистическом российском городе вам вряд ли удастся, но ради такого зрелища вы можете отправиться в Национальный парк "Зюраткуль", расположенный в Челябинской области. Там, неподалеку от села Сибирка, находится заброшенная геологическая скважина, из которой летом бьет узкий фонтан артезианской воды на высоту около 10 м. Зимой же он полностью оледеневает и под действием мороза и ветра превращается в сверкающую башню, полую изнутри и рельефную снаружи – и каждый год новой формы. В стенах этой ледяной башни администрация парка даже прорубает окошечки для любознательных туристов и подсвечивает ее ночью.
Замерзшие водопады на Мраморном ручье (озеро Байкал). Фото – Вячеслав Петухин, Михаил Крайнов
Что касается замерзших водопадов, конечно, в первую очередь на память приходят фантастические кадры обледеневшей Ниагары, которые появляются в СМИ уже вторую сотню лет. Однако разновеликие водопады есть и в России, а уж температуры на наших просторах бывают на порядок ниже "тамошних". Так что если в ваших краях таковой водный поток имеется, обязательно загляните к нему в пору сильных морозов – авось, и вам повезет полюбоваться необычным зрелищем.
Фото – Сергей Барков
И закончим нашу подборку зимних явлений природы упоминанием невероятно красочного зрелища, увидеть которое воочию, наверное, мечтает каждый. Но мало кто из мечтателей действительно добирается до столь высоких широт, где можно полюбоваться огромными мерцающими сине-зелеными полосами и полотнищами в темном небе.
Сияние, строго говоря, называется полярным и представляет собою свечение верхних слоев атмосферы планеты, видимое близ ее полярных шапок – магнитных полюсов. Вызывает всполох красок на небе взаимодействие частиц атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.
Почему сияние такой цветовой гаммы? В спектре полярных сияний Земли наиболее интенсивно излучение основных компонентов ее атмосферы – азота (фиолетово-зеленый) и кислорода (зеленый, реже красноватый). На других планетах с атмосферой иного состава и цветность сияния будет другим.
Фото – Камиль Нуреев
А вот считать это явление исключительно зимним – большая ошибка, хотя именно с зимним ночным небом оно ассоциируется у большинства. На самом деле полярное сияние можно наблюдать в любое время года, причем весной и осенью гораздо чаще, чем зимой и летом. Пик частотности приходится на периоды, ближайшие к дням весеннего и осеннего равноденствия. Ярче всего полярное сияние бывает именно в ночные часы.
Пояс, где можно увидеть северное сияние в России, начинается с 67-70 параллелей, хотя в момент наибольшей солнечной активности он может "спускаться" еще примерно на 20°. Хотите увидеть цветное чудо наверняка – дождитесь вспышек на Солнце и как можно скорее отправляйтесь в Республику Коми, на архипелаг Шпицберген, на север Архангельской, Мурманской или Красноярской областей.
Ну как, удалось нам переубедить вас и доказать, что зимой на улице можно увидеть не меньше яркого и прекрасного, чем в любое другое время года?
Удавалось ли вам своими глазами видеть явления природы, о которых мы рассказали? А может вам даже удалось запечатлеть их на фото? Тогда обязательно делитесь снимками в комментариях!
Зима – самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.15 МБ |
Зимние Природные явления Подготовила: воспитатель Скопинцева А. М. г. Ярославль 2022 г
Зима – самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса. Приготовьтесь наблюдать волшебство природы ! Что это за явление? (Снегопад.)
А здесь какое явление? (Метель.) Метель (вьюга) – это когда идет сильный снег и дует, завывает ветер. В народе метель называют снежной бурей.
Зимой бывает так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст». На крышах и деревьях появляются… (сосульки). Такое явление называется оттепель.
Гололед – слой плотного льда, который образуется на поверхности земли, дорог.
В мороз туман образуют мелкие кристаллики льда, которые падая на деревья, образую … (иней).
А как называется мелкий дождик? (Изморозь.) Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустах появляется красивый иней.
А вы знаете , что это за явление ? (Дети предлагают варианты ответов . )
Это природное явление называется «Северное сияние». Вы видели у нас в городе такое явление? (Нет!) Действительно , в наших краях такого чуда не бывает. «Северное сияние» бывает исключительно у Северного и Южного полюсов (там всегда холодно), еще его называют «Полярное сияние ».
Северное сияние – непредсказуемое, мистическое свечение неба, оно появляется внезапно и точно так же внезапно исчезает. Длится оно может от нескольких минут до нескольких суток. Цветные полосы и лучи появляются внезапно, они могут двигаться и менять оттенок цвета. Давно, давно люди верили в то, что танец красок неба это танец богов. Сейчас ученые выяснили, что этот феномен появляется, когда на Солнце происходят взрывы, разные частицы направляются к нашей планете, сталкиваются с частицами воздуха нашей планеты и заставляют их светиться. Но частицы эти проникают лишь у полюсов Земли на Севере и Юге, поэтому это явление можно наблюдать лишь здесь. Явления эти практически всегда происходят одновременно и на Севере и на Юге. Сияние не стоит на месте, оно меняет формы, движется. В нашей стране есть места, где можно встретиться с этим загадочным явлением, это регионы расположенные вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. Жители Заполярья, могут наблюдать сияние до двухсот ночей в году. И все же, ученые еще не в силах предсказать появление полярного сияния!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето.
Занятие по экологическому воспитанию с использованием ИКТПлан –конспект занятия-исследования на кружке «Юный эколог».Тема: «Льдинка и снежинка –природные явления».МБДОУ-детский сад «Ласточка» г. Аркад.
АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка" «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)» Составила воспитатель Ермакова С.И.
«Организация образовательной работы с детьми по программе «Детство» (картотека познавательных рассказов о природных явлениях).
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
План-конспект занятия. Одно из первых занятий по программе. Для педагога оно показатель возможности дентей: знание цветов; умение организовать свое рабочее место; умение польз.
Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством познания, опытнической деятельности, художественно – эстетического развития, эмоциональ.