
Бензиновые, дизельные, электрические. Как выбрать для себя?
Мотоблок - это многофункциональное сельскохозяйственное оборудование, которое используется для обработки земли на небольших участках. Эти устройства бывают разных типов и моделей.
Основные функцииБензиновые и дизельные
Оснащены двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизельном топливе. Такие мотоблоки используются для обработки среднего и большого по площади земельного участка, они мощны и могут справиться с разными задачами.
Электрические
Не используют топливо и работают от электрической сети. Такие мотоблоки более экологически безопасны и меньше шумят, чем модели с двигателем внутреннего сгорания. Однако их мощности часто не хватает для обработки больших земельных участков.
Комбинированные
Оснащены двумя двигателями: внутреннего сгорания и электрическим. Такие устройства могут работать в разных режимах и использоваться для разных задач.
Мотокультиваторы
Они предназначены для обработки почвы на маленьких участках. Обычно они компактны и легкие, их удобно хранить в гараже или подвале.
Минитракторы
Это более крупные мотоблоки, оснащенные кабиной и различными приспособлениями для обработки почвы. Они могут использоваться для обработки больших земельных участков или на фермах.
Навесное оборудование для мотоблока позволяет расширить функциональность и область применения данного садово-огородного инструмента.
Стоит рассмотреть некоторые популярные варианты:
В зависимости от марки и модели мотоблока, могут быть доступны различные виды навесного оборудования. При выборе оборудования необходимо учитывать совместимость с мотоблоком, цель использования и интенсивность эксплуатации. Также важно выбирать оборудование от известных производителей с хорошей репутацией на рынке, чтобы гарантировать качество и долговечность изделий.
Критерии выбора
На сегодняшний день на рынке представлено множество производителей мотоблоков. Некоторые из них являются лидерами в отрасли и имеют давно сложившуюся репутацию, другие только начинают завоёвывать популярность.
Вот несколько известных производителей мотоблоков:
Выбор производителя мотоблока зависит от многих факторов, таких как цена, качество, функциональность и другие.
Мотоблок и культиватор выглядят плюс-минус одинаково: мотор, колеса, рукоятки и насадки. Кажется, что и нужны они для одного и того же — пахоты и рыхления почвы. Но это только на первый взгляд. Разберемся, в чем разница между культиватором и мотоблоком.
Культиватор Ресанта БМК-6,5 (слева) с установленными фрезами для рыхления почвы выглядит как брат-близнец мотоблока Huter МК-9500P-10 (справа)
Впрочем, если на мотоблок установлены пневматические колеса, которых у культиватора не предусмотрено, разница проявляется заметнее.
Тот же мотоблок Huter МК-9500P-10 с колесами вместо фрез
Главные различия между устройствами кроются в возможностях техники. И мотоблок, и культиватор пашут и рыхлят почву, убирают сорняки, выкапывают корнеплоды и окучивают грядки. Но у мотоблока есть дополнительные опции и насадки, с помощью которых он может еще косить газон, измельчать ветки, убирать снег и возить груз. А еще мотоблок глубже пашет и шире рыхлит почву, чем культиватор.
Культиватор , или мотокультиватор, — это, по сути, навороченная лопата. В силу конструктивных особенностей и небольшой мощности он полезен только в теплое время года, когда земля уже оттаяла. У культиватора нет коробки передач, привода на колеса и вала отбора мощности.
Схема устройства культиватора
Культиваторы бывают бензиновые и электрические.
Бензиновые комплектуются двухтактными или четырехтактными двигателями внутреннего сгорания.
Двухтактники выдают мощность в 2–4 л. с. Такие культиваторы подойдут тем, кому важна простота использования и минимальное обслуживание, а скорость работы не принципиальна.
Четырехтактники мощнее — от 3 до 7 л. с. Они рыхлят и пашут быстрее двухтактников. Их оценят те, кому не в тягость возиться со сложной техникой: листать каталоги в поисках наилучших вариантов расходников, подбирать качественное масло, проводить регулярное ТО.
Электрические . Работают от электросети. Они считаются маломощными и выдают от 1 до 3 л. с. Такие культиваторы работают без выхлопов, тихо и не нуждаются в обслуживании. Расплата за экологичность — ограниченный радиус действий. Даже самый длинный кабель не даст уехать дальше 30–50 метров от розетки.
Плюсы и минусы культиватора
Небольшие габариты и вес. Культиваторы в среднем весят 15–30 кг и в сложенном виде не занимают много места. Их удобно перевозить в багажнике практически любого автомобиля — не придется покупать отдельный прицеп. Хотя при погрузке, скорее всего, понадобится помощь друга.
Можно выбрать культиватор с двух- или четырехтактным бензиновым двигателем , в отличие от мотоблоков, где всегда используются четырехтактники.
Низкие затраты на обслуживание. Незамысловатая техническая начинка культиватора не требовательна к обслуживанию. В бензиновых культиваторах достаточно раз в сезон проверять смазку и состояние свечи зажигания. Электрические и вовсе можно просто помыть в конце сезона, высушить и убрать в сарай на зимовку.
Металлические части, которые контактируют с грунтом, например плуг, фрезы, ограничитель глубины, надо хотя бы раз в месяц очищать и высушивать, чтобы они не ржавели.
Не самоходный. Культиватор не умеет ездить сам. В процессе работы это не доставляет неудобств — фрезы вкапываются в землю и тянут за собой всю конструкцию. В перерывах и при переходе с одной делянки на другую культиватор придется толкать или тянуть.
Нужно смешивать бензин с маслом. В двухтактных бензиновых двигателях нет отдельной системы смазки, поэтому нужно сначала смешивать масло с бензином в определенных пропорциях и только потом заливать полученную смесь в бензобак. Если ранее не доводилось иметь дело с двухтактниками, на первых порах придется придумать для себя систему подсказок, чтобы не забывать про масло, иначе есть риск перегреть и сломать двигатель. У четырехтактных двигателей нет подобной проблемы — они заправляются чистым бензином, а масло заливается в отдельный бак.
Низкая мощность двигателя. Электромоторы выдают до 3 л. с., двухтактные бензиновые движки — до 4 л. с., четырехтактные ДВС — до 7 л. с. При таких мощностях культиватора максимальная глубина вспахивания не превышает 25 см, а ширина культивирования — 50 см. С одной стороны, для дачного огорода больше и не нужно, с другой — работа на поле площадью в гектар с культиватором гарантированно превратится в мучение.
Ограниченное количество насадок. В базовой комплектации стандартно идут только фрезы для рыхления. Всё остальное надо докупать. Да и то выбор невелик — плуг, окучиватель и картофелекопалка.
Владельцам огородов площадью до 20 соток. На что-то более масштабное по площади не позволит замахнуться мощность, ширина обработки за один проход и отсутствие привода на колеса — работа будет слишком долгой и изнурительной.
Мотоблок считается малогабаритным одноосным трактором. Двигатель в нем приводит в движение не только оборудование для обработки почвы, но и колеса мотоблока. Такая техника способна возить прицепы с грузом и работать бульдозером. А еще мотоблок пригодится в хозяйстве круглый год — например, летом им можно вспахивать почву, а зимой — убирать снег.
Схема устройства мотоблока
Все мотоблоки, подтверждая статус минитрактора, комплектуются механической коробкой передач и производительными четырехтактными двигателями внутреннего сгорания — бензиновыми или дизельными.
Плюсы и минусы мотоблока
Мощный двигатель. На мотоблоки устанавливают производительные четырехтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 6 до 20 л. с, поэтому инструмент пашет на глубину до 25–30 см и рыхлит на ширину 90–130 см за один проход. Хватит для любых задач по обработке участков до двух гектаров, будь то грядки в огороде или картофельное поле.
Выбор между бензином или дизелем. Бензиновые мотоблоки хороши тем, что ровнее работают и меньше трясутся, и для них дешевле и доступнее расходники. И ассортимент таких моделей шире — проще выбрать под конкретный бюджет.
Главное преимущество дизельных мотоблоков — низкий расход топлива. Они потребляют 0,9–1,0 л/ч вместо 1,1–1,5 л/ч в бензиновых моторах. С таким аппетитом на дизельном мотоблоке одной заправки хватает на 6–7 часов непрерывной работы, в то время как бензиновый при одинаковом объеме бака заглохнет часа через четыре.
Самоходность. Мотоблок хоть и мини, но всё же трактор. Он умеет ездить сам, а значит, его не нужно толкать — двигатель вращает не только фрезы для обработки почвы, но и колеса.
Можно возить грузы. К мотоблоку присоединяют прицеп с сиденьем для водителя и так возят урожай, дрова, мешки с цементом. Максимальная грузоподъемность подобной сцепки внушительная — до 500 кг. Кстати, для езды на мотоблоке не нужны водительские права, так как он не считается транспортным средством.
Можно использовать как толкач. Для этого спереди на мотоблок навешивают лопату-отвал. К примеру, так проще убрать снег или крупный мусор.
Вал отбора мощности. У многих мотоблоков предусмотрен узел, который передает вращающий момент на навесное оборудование. Выглядит он как вал, выходящий из коробки передач, или приводной шкив — колесо, на которое надевается приводной ремень. К нему можно подсоединять другие садовые инструменты:
Вес и габариты. Мотоблоки крупнее и тяжелее, чем культиваторы. Средний вес устройства — 45–70 кг. А сумма измерений по длине, ширине и высоте в транспортировочном состоянии со сложенным рулем может превысить 3 метра. Поэтому для доставки инструмента на участок понадобится газель или прицеп.
Дорогое обслуживание. Двигатели с отдельной системой смазки, коробка передач, пневматические колеса — всё это требует регулярного обслуживания. Каждый сезон нужно менять масло, свечу зажигания в двигателе и воздушный фильтр. А для регулировки натяжения клиноременных передач может понадобиться помощь механика.
Владельцам сельскохозяйственных угодий и фермерских хозяйств площадью от 20 соток до двух гектаров. На меньших участках сподручнее использовать культиватор, а на больших — эффективнее нанять полноценный трактор.
Также мотоблок подойдет тем, кому нужен небольшой всепогодный вездеход. Например, для заготовки сена или дров, перевозки урожая и стройматериалов.