Раздел: Советы огородникам

Манжуры

Маньчжуры: народ, покоривший Китай

Последняя династия Китая Цин (1644-1912 гг.) была основана маньчжурскими захватчиками. Однако именно она стала одной из величайших китайских династий. Её ранние правители расширили территорию страны до отдалённых районов Центральной Азии и Гималаев. В культурном и экономическом смысле это был золотой век. /epochtimes.ru/

Сегодня маньчжуры являются одной из многих этнических групп Китая. Их предками были кочевники, населявшие просторные равнины, находившиеся за Великой китайской стеной. Их родина ― Маньчжурия ― стала местом культурного обмена и расширения империи. История маньчжуров отражает историю Китая, отмеченную постоянным конфликтом противоположностей инь-ян: конфликт и гармония, разделение и единство, региональные особенности и универсальный характер.

Национальные отличия

На протяжении веков китайцы называли себя ханьцами. Это название происходит от великой династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.). Но история с маньчжурами показывает, что граница между ханьцами и другими народами в Китае часто была расплывчатой и неясной.

Маньчжуры произошли от кочевого народа чжурчжэни, они жили на периферии китайской цивилизации. В XVII веке они начали кампанию по завоеванию Китая. Это привело к слиянию китайской и маньчжурской культуры, которые повлияли друг на друга.

Самые успешные императоры династии Цин ― Канси и Цяньлун ― своей политикой демонстрировали, что маньчжуры могут быть китайцами, не забывая о своих культурных особенностях и статусе правящей нации.

Канси, правивший между 1661 и 1722 годами, призывал своих чиновников и маньчжурскую аристократию изучать китайский язык, историю и традиции. При Канси был составлен полный словарь китайских иероглифов и построен храм в честь Юэ Фэя, генерала XII века и китайского национального героя, который сражался с предками маньчжуров ― чжурчжэнями.

Историк Роберт Б. Оксхам, автор книги «Правя из седла», пишет, что маньчжуры хотели править Китаем из седла. Но Канси посчитал, что лучше слезть с седла и сесть на китайский трон.

Универсальные ценности и культурный обмен

Внук Канси, император Цяньлун, придерживался принципа универсализма. Ведь он управлял империей, где проживали монголы, тюркские народы, тибетцы и ханьцы. Он правил с 1735 по 1799 годы и был просвещённым монархом, объединившим многочисленные народы своей империи.

В то же время Цяньлун беспокоился, что маньчжуры теряют свои корни. В отличие от Каньси Цяньлун не призывал маньчжуров изучать китайскую литературу и китайские бюрократические традиции. Он хотел, чтобы маньчжуры учили язык своих предков, совершенствовались в стрельбе из лука и верховой езде ― мастерстве, которым славились их предки чжурчжэни.

Отстаивая свою политику, Цяньлун писал, что легендарные и почитаемые китайские правители соблюдали традиции, хотя поздние поколения считали их устаревшими или даже варварскими. Он хотел, чтобы маньчжуры вернулись к своим корням.

Цяньлун планировал сделать обязательным изучение маньчжурского языка и культуры для аристократии. В отличие от Канси он объявил воинам, что дальнейшее изучение китайской культуры не нужно. Однако многие из них посчитали его меры архаичными.

Что такое китайская идентичность?

На момент смерти Цяньлуна, в 1799 году, все попытки сохранить маньчжурскую культуру в первозданном виде провалились. Несмотря на все официальные меры, маньчжуры продолжали ассимилироваться с ханьцами. Дошло до того, что маньчжурский язык использовался только для церемоний, а в повседневной жизни везде доминировал мандарин.

Исторически Маньчжурия ограничивала въезд для китайских иммигрантов. Но в конце XIX века императорский двор Цин изменил эту политику. В следующие несколько десятилетий десятки миллионов этнических китайцев въехали в дуншаншэн, как называют сейчас три северо-восточные провинции, составляющие Маньчжурию.

Маньчжуры сумели построить долговечную многонациональную империю, но заплатили за это дорого. Маньчжурские воины вели тяжёлые войны и управляли китайцами, поэтому они были сосредоточены при императорском дворе, либо рассеяны по всей китайской империи, живя вдалеке от свой родной Маньчжурии и всё больше ассимилируясь, пишет историк Дань Шао в книге «Далёкая родина, вновь открытые границы».

По мнению Даня, вопреки трудностям, с которыми сталкиваются маньчжуры в современном Китае, они сохранили свою культуру, унаследованную от династии Цин. В Китае и на Тайване маньчжуры по-прежнему существуют как отдельная этническая группа.

В последние годы, после нескольких политических потрясений, среди современных китайцев стало модно вспоминать о маньчжурских корнях. Согласно статистике, число маньчжуров превысило 10 миллионов человек.

Хотя маньчжуры были поглощены огромной китайской цивилизацией, они привнесли в неё свою культуру. Ципао, или чёнсам, популярная современная модель китайских платьев, это на самом деле видоизменённый маньчжурский костюм. Маньчжуры и другие северные народы оказали заметное влияние на мандарин, который впитал в себя фонологию и лексику этих «варварских» языков.

Сегодня в Маньчжурии проживает свыше 100 миллионов человек. 90% имеют корни в долине реки Янцзы, колыбели китайской цивилизации. Но, как доказали маньчжуры, «Китай» не принадлежит одному народу, а представляет собой динамичную цивилизацию, впитавшую в себя множество культур и языков.

Версия на английском

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia

Поддержать

Манжуры

Что за народ маньчжуры – тюрки или монголы? Как они захватили Китай?

3 года назад 45555 russian.china.org.cn/ 0

Земли к северу от бесполезного укрепления, не сумевшего сдержать ни одного сильного врага, которое китайцы зовут Великой стеной, дали миру множество кочевых империй, которые иногда основывали оседлые государства или захватывали уже существующие. Все народы, живущие в этом обширном регионе, относились к тюркскому или монгольскому племени, а чаще всего, были смешанного происхождения, как те же гунны, которых сватают в предки всем азиатским кочевникам.

Но есть там и не менее древний народ, который так же время от времени создавал великие державы, сумевшие дать жару всем противникам сразу. Конечно, это маньчжуры, что в иные времена звались чжурчжэнями. В 17-м веке они стали создали сильнейшее государство в истории Китая, увеличившее его территорию в два раза и железной рукой правили до двадцатого столетия, когда утратили власть и практически забыли свои обычаи и язык.

Что же это за племя, младое, незнакомое?

Надо сказать, что южная часть Сибири издревле была местом жизни не только тюркских и монгольских племен, но и таежных тунгусских народов, которые являлись им очень-очень дальними родственниками. Эти люди не практиковали кочевое хозяйство, а были оседлыми земледельцами, насколько это возможно на их не очень гостеприимной родине. Но обычаев своих соседей из-за векового подчинения кочевникам тоже верхами нахватались, и являлись далеко не мирными жителями, а очень агрессивным и целеустремленным народом.

Как и жившие примерно в таком же месте русские, они практиковали подсечно-огневое земледелие. Правитель, который позже придумал им имя, как-то заявил монголам примерно следующее: «Вы, монголы, разводите скот, едите мясо и носите шкуры. Мой народ возделывает поля и питается зерном. Мы не одна страна, и у нас разные языки.»

На заре монгольской славы их предки чжурчжэни, что прежде лавировали между киданьским царством Ляо и Кореей, воспользовались очередным кризисом в Поднебесной и основали на ее севере собственную империю Цзинь, которая, правда, не оказала существенного сопротивления вторжению Чингисхана. В это время они познакомились с достижениями цивилизации и стали уже не теми варварами, которые подтирают известное место собственным пальцем.

Они всегда поддерживали торговые отношения с Китаем, а за счет оседлого образа жизни умели и в технологии, и в дисциплину, и в науку, и в письменность. В эпоху власти чингизидов их статус был выше, чем у китайцев, но ниже, чем у монголов. Это позволило занять положение своего рода среднего класса и сильно подтянуть собственное развитие.

В начале 17-о века у них оказался способный князь Нурхаци, который объединил главные племена, переименовал их для солидности в маньчжуров (от слов «бесстрашная стрела») и повел в бой. Почти одновременно с началом их натиска на юг, с запада, используя речные пути, начали прибывать русские казаки, искавшие ясака для своего царя и в итоге подчинившие периферийных маньчжурских вассалов и их ближайших родственников, вроде нынешних россиян нанайцев, орочей и удэгейцев. Но за стеной их ждал приз поинтереснее, а потому основной вектор экспансии лежал именно в ту сторону. Родичей лишь переселили подальше на юг.

Китай они терзали несколько десятилетий, пока не захватили окончательно. Империя, наряду с упорным сопротивлением, предложила противнику такие обычные для нее в случае вторжения вещи, как переход генералов на сторону врага, объявление губернаторами незалежности, крестьянские бунты и попытки правительства отсидеться в крепостях.

Национальность маньчжуры

Численность: 9 821 180 человек.

Маньчжуры проживают во всех регионах Китая, особенно много их в провинции Ляонин.

Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Есть два диалекта маньчжурского языка: южный и северный. Вследствие многовековой жизни и тесного общения с ханьцами, маньчжуры преимущественно говорят на китайском языке. Лишь малая часть маньчжур, живущих в отдаленных деревнях, и пожилые умеют говорить на маньчжурском языке. Маньчжурская письменность создана в конце XVI в. на основе монгольского алфавита. Сегодня маньчжуры используют китайскую письменность.

В прошлом у маньчжуров был распространен шаманизм, который в нынешнее время среди них не распространен.

Маньчжуры – национальность с древней историей. Они ведут свое происхождение от появившихся свыше 2000 лет назад сушэней, от которых пошли мохэ, илоу, уцзи и другие племена. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжур – мохэ – впоследствии образовали племя чжурчжэней и в XII в. основали династию Цзинь. В 1583 г. Нурхаци объединил все племена чжурчжэней, учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя “Маньчжоу”. Восьмизнаменная структура имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Вступивший на престол в 1636 г. Хуантайцзи переменил название правящей в Маньчжурии династии на “Цин”. В 1644 г. цинские войска захватили проход из Маньчжурии в Китай (Шаньхайгуань). Цинская династия стала последней феодальной династией Китая. После Синьхайской революции 1911 г. национальность получила нынешнее название. Маньчжуры внесли большой вклад в объединение Китая, расширение его территорий, развитие экономики и культуры.

Источники:

  • https://www.epochtimes.ru/manchzhury-narod-pokorivshij-kitaj-98992609/
  • https://islam.kz/ru/news/kultura/chto-za-narod-manchjury-tyurki-ili-mongoly-kak-oni-zahvatili-kitai-13177/