
Третий пост серии будет посвящен вопросам разборки угловой шлифовальной машины для проверки статора и других элементов; также коснусь темы необходимого для ремонта инструмента. Первый пост был про особенности электрической части УШМ, а перейдя по этой ссылке, вы сможете познакомиться с видами неисправностей и их причин; многие из них являются проблемами электрической схемы УШМ.
Проверку двигателя на неисправность традиционно начинают со статора. К наиболее распространенным причинам его сбоев относят проблемы обмотки; если катушка статора сбоит, то причина кроется в коротком замыкании или обрыве.
Чтобы определить кондиции статора, необходимо разобрать инструмент, поэтому на первом этапе вам понадобится отвертка. Разборку выполняют на подготовленной поверхности; подойдет стол с хорошим освещением, с которого убрали все лишнее. Выполняют следующие действия:
И, хотя статор располагается на внешней границе движка и покрывает ротор, достать сразу его не получится. Щетки снимают первыми, за ними редуктор, а потом якорь и в конце – статор.
Виноватым в сбое может оказаться перепад напряжения, перегрузка с последующим перегревом и попадание воды. Иногда к поломке приводит резкое вытаскивание вилки из розетки.
Проверка включает визуальный осмотр и использование специальных приборов. До осмотра важно не забыть освободить статор от якоря. Осмотр начинают с изучения состояния обмотки на предмет видимых разрывов. В том случае, если причину неисправности в схеме подключения статора болгарки не удалось определить, проводят приборное тестирование детали.
В литературе встречаются и другие названия девайса: индикатор дефектов обмоток или детектор межвиткового замыкания. ИКЗ поможет быстро и точно найти место замыкания витков или механическое повреждение обмотки. Устройство крайне полезно в поиске проблем, оно подходит для диагностирования статоров и якорей всех типов. ИКЗ имеет вид компактного корпуса из пластика или, в самодельном исполнении, небольшой платы со следующими составляющими:
Принцип работы ИКЗ состоит в отслеживании импульса магнитного поля, индуцируемого током короткого замыкания. При обследовании девайс направляют на исследуемую обмотку. Если в данной области есть короткое замыкание, загорается красный индикатор; об отсутствии нарушений свидетельствует индикатор зеленого цвета.
ИКЗ позволяет продиагностировать не только обмотки ротора и статора, но и целостность изоляционного слоя между обмоткой статора и корпусом УШМ.
Мультиметр также поможет найти проблемное место в электрооборудовании, с его помощью можно замерить несколько параметров цепи: сопротивление, напряжение, силу тока. Устройство выглядит как корпус с дисплеем, переключателями и гнездами. В комплект входят два провода с токоизмерительными щупами (плюс и минус).
При измерениях в цепях постоянного тока необходимо соблюдать полярность, поэтому провода щупов выполнены в двух цветах: красном и черном. Черный провод подключают к разъему «СОМ», а красный – к разъему «10 А» или «VΩmA». Для диагностики статора выполняют следующие действия:
Чтобы проверить состояние ротора в схеме УШМ, достаточно выставить на экране 200 Ом, а щупами поочередно проверять расположенные рядом ламели. У рабочей, нормально функционирующей детали между всеми пластинами будет сохраняться одинаковое сопротивление. Проблемы выглядят следующим образом:
Если под рукой нет прибора, способного замерить сопротивление, оценить ситуацию можно при помощи лампочки накаливания на 12 В и мощностью 40 Вт. Проверку якоря выполняют в следующем порядке:
Если во время вращения свет лампочки остается ярким и равномерным, то в роторе нет проблем. Если свечение изменяет яркость, случилось короткое замыкание. Если источник света не загорается, возможны следующие неисправности:
Если вы занялись диагностикой статора и ротора, имеет смысл провести комплексную проверку болгарки. Многие работы по обслуживанию займут не так много времени, но в комплексе они значительно повысят ресурс инструмента.
Занимаясь диагностикой, лучше всего следовать правилу «от простого к сложному». Очень часто разрыв в электроцепи происходит на участке между источником тока и графитовыми щетками. Если вы нажимаете кнопку пуска, и в ответ не получаете никакой реакции, логично сначала предположить проблемы именно с этой деталью.
Подобная неисправность относится к мелким поломкам, и ее несложно устранить своими силами. Порядок действий следующий:
Даже если пусковая кнопка вышла из строя из-за попадания в нее пыли, ремонту она обычно также не подлежит. Проще всего проверить ее работоспособность при помощи мультиметра или индикаторной отвертки, напряжение замеряется на выходном контакте.
Графитовые щетки (их две) являются наиболее уязвимым элементом болгарки. Дело в том, что во время работы они постепенно изнашиваются (стираются), и срок эксплуатации редко превышает 1,5-2,5 года. Не удивительно, что снижение их функциональности очень часто приводит к сбоям в работе электроинструмента.
Разнообразие графитовых щеток Источник 220-volt.ruКогда вы наблюдаете нехарактерное искрение через решетку вентиляции, это свидетельство изношенности щеток. Если это единственный признак неисправности, можно не тратить время на диагностику, а просто заменить их.
Щетки находятся рядом с коллектором. Чтобы добраться до них, нужно снять корпус, а затем приподнять и сдвинуть щеткодержатели, закрепленные на коллекторе. Чтобы снять щетку, в разных моделях нужно прижать пружины или убрать заглушки; манипуляции удобно проводить отверткой.
Нерабочие щетки снимают и заменяют новыми (они должны полностью совпадать по параметрам). Во время замены полезно дополнительно очистить шахту щеткодержателей и поверхности ламелей коллектора – на них часто оседает графитовая пыль. По окончанию работы закрывают корпус и делают тестовый запуск болгарки.
О том ,как разобрать болгарку. в следующем видео:
В третьем блоке мне удалось сжато рассказать о вариантах приборной проверки, о том, какие устройства помогут провести диагностику болгарки. Четвертая, заключительная часть поста будет доступна по этой ссылке, и в ней речь пойдет об электросхеме болгарки с конденсатором, о важной роли этого небольшого элемента. Также там будет рассмотрено что делать, если обороты УШМ перестали регулироваться.
ВопросНапишите в комментариях, как думаете – можно ли оценить состояние коллектора по цвету обмотки?
Всем известно, что диаметр диска болгарки должен быть 125мм или 115 на крайний случай. Если есть задачи и силы можно конечно использовать болгарку с диском 230мм, но они действительно тяжелые и неповоротливые. Но существую еще диски на 150 и 180мм, и иногда как ни странно удобнее пользоваться именно ими. Вот и мне понадобилось резать бетонные поребрики (а не бордюры какие-нибудь) небольшого размера и решил я купить инструмент именно на 150мм. Было это пять лет назад, работал им прямо скажем немного, но настало время разобрать, почистить и смазать. Дело в том, что эта болгарка, как и мой маленький Бош, склонна гнать масло через кнопку.
Итак наш пациент на сегодня.
Вот отсюда они и гонят смазку, причем обильно.
Берем Torx 25 (!) и откручиваем четыре винта. Внимательно смотрим чтобы не улетел рычаг фиксации кожуха, он держится на одном из тех винтов.
Открываем редуктор, там уплотнительное кольцо из резины, в итоге сидит крепко, надо отжать от корпуса лопаточкой или отверткой. Но аккуратно, между деталями белая прокладка из чего-то похожего на фторопласт. Видим немного чистой смазки и сухие шестерни, конечно во время работы смазка начинает течь от нагрева, но на старте работает насухо.
Подшипник оси роликовый, никакой бронзы. Внешнюю часть разбирать не буду, болгарка с автобалансиром, мороки не оберешся.
Откручиваем винт сзади, под регулятором скорости и снимаем пластиковую заглушку.
После чего аккуратно снимаем черный стакан, закрывающий электронику. Видим совсем немного пыли, конечно это только на первый взгляд, при продувке вылетает целое облако.
Откручиваем крепление провода и сам провод от клемников, он очень длинный и тяжелый, реально мешает работать.
Как обычно с такой конструкцией, отводим пружины давящие на щетки в сторону и тянем щетки чуть на себя, 3-4 мм достаточно, чтобы вытащить ротор.
Ротор залитый, на удивление вообще чистый.
Обмотки статора вообще полностью защищены от пыли и летящих частиц.
Что-то продул воздухом, что-то вымылось в ультразвуке. Износа особо никакого и не видно, все подшипники в норме, можно собирать.
Первым делом возвращаем ротор на место, становится легко как будто там и был.
Не забываем вернуть пружины щеток, иначе возможна трагедия.
Смазываем редуктор, много набивать не стал чтобы не текла, смазку выбрал более вязкую, возможно не будет давить через кнопку.
Следя за стопором кожуха, прикручиваем внешнюю часть редуктора, широкое кольцо прямо под резьбой это и есть автобалансир дисков. Шарики там перекатываются судя по звуку, значит все в норме.
Укладываем кабель как было, затягиваем.
Победа, включаем, проверяем, радуемся.
Напоследок ТТХ если кому интересно.
Инструмент хороший, автобалансировщик вкупе с антивибрационной ручкой практически полностью исключают вибрации на руках. Из минуса только общая болезнь болгарок — течь из-под кнопки. Не ожидал такой подставы от дорогой болгарки, но что есть то есть. При этом моя MILWAUKEE AGV 17-125 XE не течет, только бош и метабо.
Приказала долго жить УШМ Makita 9558 HN. Сгорела. Это или ротор или статор. Разбираем, прозваниваем, определяем неисправность, ремонтируем. Всё своими руками. Приятного просмотра! 🍎 ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на: 👉 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC5jJl00BwRPtXrecStzhNqw 👉 Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/masterhouse 👉 ЯRUS: https://yarus.ru/u/2657629 👉 DRIVE2: https://www.drive2.ru/users/alexmaster5 👉 Rutube: https://rutube.ru/channel/23710972/ 👉 Сотрудничество: [email protected] ✅ Поддержать канал/выпуск новых роликов 👉 Карта Сбера: 2202 2032 3493 6278 👉 Яндекс-деньги: 4100117313971464 ✅ Support the channel/release of new videos 👉 Tinkoff bank card: 5536 9141 4584 8929 👉 Yandex-money: 4100117313971464 #сгорелабалгарка #сгорелаушм #ремонтболгарки #мастерhouse ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ Как сделать штроборез из обычной болгарки (УШМ): https://youtu.be/_FVOyqIpQaQ ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ Работа болгаркой без пыли! Пылеуловитель на УШМ своими руками: https://youtu.be/iiCphqiQ4Xo ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ Плитка под кирпич из отходов гипсокартона! своими руками: https://youtu.be/PyFDiaMax5E ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ Способ сделать ДЕКОРАТИВНУЮ ГИПСОВУЮ ПЛИТКУ под КИРПИЧ из остатков гипсокартона: https://youtu.be/b7CXfevLRkk ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ ЖИДКИЕ ОБОИ - закатали почти всю квартиру: https://youtu.be/TyEZfWJbIi0 ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ Плейлист САМ СЕБЕ МАСТЕР: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6jBMNOi2jfTMr0yLGDzC9tiG4GN7CXoI ☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️☀️ Плейлист РЕМОНТ В КВАРТИРЕ СВОИМИ РУКАМИ: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6jBMNOi2jfTrKCI6Xi85ec4xlnP2hLWW
Показать больше
Войдите , чтобы оставлять комментарии