Раздел: Советы огородникам

Что такое доминанта, и когда нужна помощь психолога

Кто такой доминант?

Доминант-это лидер. Если данный термин применять относительно человека, то такой человек с сильным характером, готов принимать решения и брать на себя ответственность, он вожак и ведет за собой группу людей. Если рассматривать с точки зрения например генетики, то есть понятие доминантные гены - гены которые отвечают за формирование какого - либо признака, подавляя при этом другие (рецессивные)

модератор выбрал этот ответ лучшим

Что такое доминанта, и когда нужна помощь психолога?

Понятие "доминанта" Термин "доминанта" обычно относится к личностным характеристикам, которые имеют определенное преобладание над другими. В частности, доминанта может относиться к характеру или поведению человека. Доминанта формируется в процессе биологического и социального развития человека: генетические факторы и жизненный опыт влияют на то, какие черты личности становятся более выраженными и заметными у каждого индивидуума. Что такое доминанта и когда нужна помощь психолога

Например, у одних людей доминирующей чертой может быть агрессивность, у других - стремление к лидерству, а у третьих - эмоциональная открытость и т.д.

  1. Этап «организации первичных чувств». На этом этапе у ребенка начинают формироваться первичные чувства. Они связаны с биологическими потребностями (пищей, теплом, защитой) и формируют основу для дальнейшего развития психики.
  2. Этап «формирования эмоций». На этом этапе появляются эмоции - комплексные переживания, которые возникают в ответ на определенные стимулы. Ребенок начинает отличать положительные и отрицательные эмоции и учится контролировать свое поведение в зависимости от них.
  3. Этап «формирования характера». На этом этапе у ребенка начинают формироваться базовые черты характера. Они могут быть как положительными (например, доброта, щедрость), так и отрицательными (например, эгоизм, жестокость). Эти черты определяют поведение ребенка и влияют на его отношения с окружающими.
  4. Этап «формирования личности». На этом этапе формируется индивидуальность ребенка - уникальный набор психологических особенностей, который делает его отличным от других людей. Личность формируется под воздействием внешних факторов (социальной среды, образовательной среды и т.д.) и внутренних факторов (особенностей характера, склонностей и привычек).

Таким образом, доминанта формируется на протяжении всего развития личности и является результатом сложного взаимодействия множества факторов, связанных как с биологическими особенностями человека, так и с его окружением и опытом.


Ухтомский высказывал мысль о том, что доминанты могут играть негативную роль в нашем понимании других людей и мире в целом. Они формируют стереотипы, которые мы бездумно принимаем, и которые мешают нам понимать других людей. Это связано с тем, что доминанты - это не только наши мысли и идеи, но также и убеждения, которые активируются при определенных условиях и влияют на наше восприятие.

Чем грозит конфликт доминант?

1) Может возникать, когда два или более индивидуумов с сильными доминантами встречаются друг с другом. В этом случае обе стороны могут стремиться доказать свою правоту и убедить другого в своей точке зрения. Конфликт может привести к неэффективной коммуникации, недопониманию, а в некоторых случаях - к физическому насилию. Поэтому важно уметь распознавать свою доминанту и учитывать доминанты других людей, чтобы избежать конфликтов или решить их конструктивно.

2) Могут формироваться внутри одной личности. В таких случаях человеку тяжело реализовать какую-либо из доминант, т.к. реализуя одну - он исключает возможность воплощения другой. От длительности этого конфликта зависит эмоциональное, иногда физическое здоровье человека. Со временем нервная система истощается, что может формировать функциональные расстройства. Человек находится в сильном внутреннем напряжении, которое в последствие вызывает вегетативные и психические расстройства.

Когда у человека есть глубокая боль, связанная с прошлым опытом, это может привести к трудностям в изменении его поведения и отношений в настоящем.

Например, если у человека было плохое отношение к бывшему партнеру, то он может не доверять людям и иметь негативное отношение ко всем новым знакомым. В этом случае, чтобы изменить свое отношение к другим людям, ему может понадобиться избавиться от негативных эмоций, связанных с прошлым опытом.

Еще один пример: если у человека была травма, связанная с выступлением на публике, то он может испытывать страх перед общением с людьми и избегать любых ситуаций, связанных с выступлениями. В этом случае, чтобы изменить свое поведение, ему может помочь избавление от страха и тревожности, связанных с прошлым опытом.

Как себе помочь?

1. Осознать свои доминанты, и научиться их контролировать.

2. Расширить круговзор, чем больше увлечений, тем больше опыта и легче контролировать дезадаптивную доминанту.

3. Творческий подход к ситуации, например физическая активность - прогулки, рисование или иные увлечения

Если вы понимаете, что ваше пространство сузилось до руминации (прокручивания) одной и той же мысли, действия или эмоционального и вегетативного отклика на определенные ситуации, и чувствуете, что сложно разобраться самостоятельно - я готова поддержать вас на этом пути.

Благодарю за внимание,

С любовью и заботой о Вас!

Если вам близки мои методы терапии, приглашаю Вас на консультацию. Записаться можно через whats app telegram по номеру: +79110303333

или вкладку - "контакты" - любым удобным для вас способом.

Что такое "доминант" - основное понятие в психофизиологии

"Что такое "доминант" и зачем это нужно знать каждому? В этой статье мы разберемся в сути понятия "доминант", его значении в психофизиологии и практическом применении в повседневной жизни".

Что означает термин "доминант"

Термин "доминанта" был введен в научный оборот выдающимся физиологом А.А. Ухтомским для обозначения "ведущего очага возбуждения в коре головного мозга" . Доминанта характеризуется следующими основными чертами:

  • Локализация в определенном участке мозга
  • Устойчивость и способность поддерживать высокий уровень возбуждения
  • Распространение возбуждения на другие структуры мозга

Например, при виде пищи у голодного животного в коре больших полушарий возникает доминантный очаг, который запускает и направляет поисковое поведение, связанное с добычей пищи.

"что такое доминант" определяет физиологические реакции организма и формирует целенаправленное поведение по достижению значимой для организма в данный момент цели.

Типы и виды доминант

Различают следующие основные типы и виды доминант:

  1. Положительные и отрицательные
  2. Условные и безусловные
  3. Временные и постоянные
  4. Локальные и распространенные
  5. Патологические

Положительные доминанты связаны с удовлетворением какой-либо потребности (например, голод), а отрицательные - с избеганием вредного воздействия. Условные доминанты формируются под влиянием внешних стимулов, а безусловные запускаются врожденными механизмами.

Патологические доминанты отличаются чрезмерной устойчивостью и могут вызывать нарушения в работе органов и систем.

Что значит доминант для организма

Какова же роль доминант в обеспечении нормальной жизнедеятельности?

У животных Формирование охотничьего поведения, миграций, поиска безопасного убежища
У человека Обеспечение целенаправленного поведения, концентрации внимания, запоминания важных событий

Таким образом, благодаря образованию доминантных очагов возбуждения в коре головного мозга становится возможной интеграция различных физиологических функций и поведенческих реакций организма для достижения значимых в данный момент результатов.

Профессор читает лекцию студентам

Доминанта и внимание

Что такое доминант - это понятие играет важную роль в регуляции внимания человека. Установлено, что при возникновении доминанты активируются ассоциативные связи, ответственные за сосредоточенность на определенных стимулах и игнорирование несущественных в данный момент раздражителей.

Так, в экспериментах испытуемым демонстрировали изображения предметов на короткое время, а затем предлагали вспомнить, что они видели. Было показано, что в условиях создания доминанты (например, при предъявлении эмоционально окрашенных картинок) испытуемые лучше запоминали предмет, относящийся к возникшей доминанте.

Доминант - это кто в межличностных отношениях

Понятие доминанты применимо не только в психофизиологии, но и при анализе социальных взаимодействий людей. В группе всегда есть лидер - человек, занимающий доминирующее положение.

Лидер-доминант обладает такими качествами как уверенность в себе, напористость, умение отстаивать свою точку зрения. Иногда доминантное поведение может принимать негативные формы - авторитарность, склонность к насилию, стремление подавить волю других.

Практическое использование знаний о доминанте

Понимание природы и механизмов формирования доминанты открывает возможности для эффективного обучения и воспитания, оптимизации познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости человека. Например, зная о роли доминанты в концентрации внимания, можно разработать методики тренировки устойчивости внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В межличностных отношениях важно понимать природу лидерства и избегать проявлений деструктивного доминирования одних людей над другими. Доминанту необходимо научиться использовать свои качества с пользой для окружающих, а не для ущемления их интересов.

Волк-лидер ведет стаю на охоте в снегу

Доминанта и эмоциональные состояния

Возникновение доминанты тесно связано с эмоциональной сферой человека. Сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут инициировать формирование доминантных очагов в коре головного мозга.

Например, в экспериментах было показано, что просмотр эмоциональных фильмов вызывает значительные изменения физиологических показателей испытуемых - учащение пульса, повышение артериального давления. Эти реакции являются следствием возникновения доминант, запущенных сильными эмоциями.

Негативные проявления доминанты

Хотя доминанта чаще всего играет положительную роль в регуляции психических процессов и поведения, в некоторых случаях она может оказывать и негативное влияние.

В частности, слишком сильная или стойкая доминанта приводит к истощению нервных центров и нарушению их нормального функционирования. Кроме того, патологические доминанты могут фиксировать внимание человека на определенных негативных переживаниях, вызывая развитие тревожных и депрессивных состояний.

Методы диагностики доминанты

Существуют различные методы, позволяющие диагностировать наличие доминантных очагов возбуждения в коре головного мозга:

  • Регистрация биопотенциалов мозга
  • Визуализация активности мозга (МРТ, ПЭТ)
  • Психологическое тестирование
  • Анализ вегетативных и поведенческих реакций

Комплексная диагностика с использованием разных методик позволяет получить достоверные данные о локализации и характеристиках доминанты.

Перспективы изучения феномена доминанты

Несмотря на многолетнюю историю изучения, феномен доминанты до конца не исследован. Остается открытым вопрос о молекулярных и клеточных механизмах формирования доминантных очагов в мозге. Перспективным направлением является изучение роли нейромедиаторных систем в регуляции доминант.

Еще одна важная область - исследование взаимосвязи социального доминирования и его психофизиологических маркеров. Интеграция социологических, психологических и физиологических подходов открывает широкие возможности для понимания феномена лидерства в человеческих сообществах.

Источники:

  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/493599-kto-takoj-dominant.html
  • https://www.b17.ru/article/dominanta_psyshelp/
  • https://fb.ru/article/535616/2023-chto-takoe-dominant---osnovnoe-ponyatie-v-psihofiziologii