
Доминант-это лидер. Если данный термин применять относительно человека, то такой человек с сильным характером, готов принимать решения и брать на себя ответственность, он вожак и ведет за собой группу людей. Если рассматривать с точки зрения например генетики, то есть понятие доминантные гены - гены которые отвечают за формирование какого - либо признака, подавляя при этом другие (рецессивные)
модератор выбрал этот ответ лучшим
Понятие "доминанта" Термин "доминанта" обычно относится к личностным характеристикам, которые имеют определенное преобладание над другими. В частности, доминанта может относиться к характеру или поведению человека. Доминанта формируется в процессе биологического и социального развития человека: генетические факторы и жизненный опыт влияют на то, какие черты личности становятся более выраженными и заметными у каждого индивидуума.
Например, у одних людей доминирующей чертой может быть агрессивность, у других - стремление к лидерству, а у третьих - эмоциональная открытость и т.д.
Таким образом, доминанта формируется на протяжении всего развития личности и является результатом сложного взаимодействия множества факторов, связанных как с биологическими особенностями человека, так и с его окружением и опытом.
Ухтомский высказывал мысль о том, что доминанты могут играть негативную роль в нашем понимании других людей и мире в целом. Они формируют стереотипы, которые мы бездумно принимаем, и которые мешают нам понимать других людей. Это связано с тем, что доминанты - это не только наши мысли и идеи, но также и убеждения, которые активируются при определенных условиях и влияют на наше восприятие.
Чем грозит конфликт доминант?
1) Может возникать, когда два или более индивидуумов с сильными доминантами встречаются друг с другом. В этом случае обе стороны могут стремиться доказать свою правоту и убедить другого в своей точке зрения. Конфликт может привести к неэффективной коммуникации, недопониманию, а в некоторых случаях - к физическому насилию. Поэтому важно уметь распознавать свою доминанту и учитывать доминанты других людей, чтобы избежать конфликтов или решить их конструктивно.
2) Могут формироваться внутри одной личности. В таких случаях человеку тяжело реализовать какую-либо из доминант, т.к. реализуя одну - он исключает возможность воплощения другой. От длительности этого конфликта зависит эмоциональное, иногда физическое здоровье человека. Со временем нервная система истощается, что может формировать функциональные расстройства. Человек находится в сильном внутреннем напряжении, которое в последствие вызывает вегетативные и психические расстройства.
Когда у человека есть глубокая боль, связанная с прошлым опытом, это может привести к трудностям в изменении его поведения и отношений в настоящем.
Например, если у человека было плохое отношение к бывшему партнеру, то он может не доверять людям и иметь негативное отношение ко всем новым знакомым. В этом случае, чтобы изменить свое отношение к другим людям, ему может понадобиться избавиться от негативных эмоций, связанных с прошлым опытом.
Еще один пример: если у человека была травма, связанная с выступлением на публике, то он может испытывать страх перед общением с людьми и избегать любых ситуаций, связанных с выступлениями. В этом случае, чтобы изменить свое поведение, ему может помочь избавление от страха и тревожности, связанных с прошлым опытом.
Как себе помочь?
1. Осознать свои доминанты, и научиться их контролировать.
2. Расширить круговзор, чем больше увлечений, тем больше опыта и легче контролировать дезадаптивную доминанту.
3. Творческий подход к ситуации, например физическая активность - прогулки, рисование или иные увлечения
Если вы понимаете, что ваше пространство сузилось до руминации (прокручивания) одной и той же мысли, действия или эмоционального и вегетативного отклика на определенные ситуации, и чувствуете, что сложно разобраться самостоятельно - я готова поддержать вас на этом пути.
Благодарю за внимание,
С любовью и заботой о Вас!
Если вам близки мои методы терапии, приглашаю Вас на консультацию. Записаться можно через whats app telegram по номеру: +79110303333
или вкладку - "контакты" - любым удобным для вас способом.
"Что такое "доминант" и зачем это нужно знать каждому? В этой статье мы разберемся в сути понятия "доминант", его значении в психофизиологии и практическом применении в повседневной жизни".
Термин "доминанта" был введен в научный оборот выдающимся физиологом А.А. Ухтомским для обозначения "ведущего очага возбуждения в коре головного мозга" . Доминанта характеризуется следующими основными чертами:
Например, при виде пищи у голодного животного в коре больших полушарий возникает доминантный очаг, который запускает и направляет поисковое поведение, связанное с добычей пищи.
"что такое доминант" определяет физиологические реакции организма и формирует целенаправленное поведение по достижению значимой для организма в данный момент цели.
Различают следующие основные типы и виды доминант:
Положительные доминанты связаны с удовлетворением какой-либо потребности (например, голод), а отрицательные - с избеганием вредного воздействия. Условные доминанты формируются под влиянием внешних стимулов, а безусловные запускаются врожденными механизмами.
Патологические доминанты отличаются чрезмерной устойчивостью и могут вызывать нарушения в работе органов и систем.
Какова же роль доминант в обеспечении нормальной жизнедеятельности?
У животных | Формирование охотничьего поведения, миграций, поиска безопасного убежища |
У человека | Обеспечение целенаправленного поведения, концентрации внимания, запоминания важных событий |
Таким образом, благодаря образованию доминантных очагов возбуждения в коре головного мозга становится возможной интеграция различных физиологических функций и поведенческих реакций организма для достижения значимых в данный момент результатов.
Что такое доминант - это понятие играет важную роль в регуляции внимания человека. Установлено, что при возникновении доминанты активируются ассоциативные связи, ответственные за сосредоточенность на определенных стимулах и игнорирование несущественных в данный момент раздражителей.
Так, в экспериментах испытуемым демонстрировали изображения предметов на короткое время, а затем предлагали вспомнить, что они видели. Было показано, что в условиях создания доминанты (например, при предъявлении эмоционально окрашенных картинок) испытуемые лучше запоминали предмет, относящийся к возникшей доминанте.
Понятие доминанты применимо не только в психофизиологии, но и при анализе социальных взаимодействий людей. В группе всегда есть лидер - человек, занимающий доминирующее положение.
Лидер-доминант обладает такими качествами как уверенность в себе, напористость, умение отстаивать свою точку зрения. Иногда доминантное поведение может принимать негативные формы - авторитарность, склонность к насилию, стремление подавить волю других.
Понимание природы и механизмов формирования доминанты открывает возможности для эффективного обучения и воспитания, оптимизации познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости человека. Например, зная о роли доминанты в концентрации внимания, можно разработать методики тренировки устойчивости внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В межличностных отношениях важно понимать природу лидерства и избегать проявлений деструктивного доминирования одних людей над другими. Доминанту необходимо научиться использовать свои качества с пользой для окружающих, а не для ущемления их интересов.
Возникновение доминанты тесно связано с эмоциональной сферой человека. Сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут инициировать формирование доминантных очагов в коре головного мозга.
Например, в экспериментах было показано, что просмотр эмоциональных фильмов вызывает значительные изменения физиологических показателей испытуемых - учащение пульса, повышение артериального давления. Эти реакции являются следствием возникновения доминант, запущенных сильными эмоциями.
Хотя доминанта чаще всего играет положительную роль в регуляции психических процессов и поведения, в некоторых случаях она может оказывать и негативное влияние.
В частности, слишком сильная или стойкая доминанта приводит к истощению нервных центров и нарушению их нормального функционирования. Кроме того, патологические доминанты могут фиксировать внимание человека на определенных негативных переживаниях, вызывая развитие тревожных и депрессивных состояний.
Существуют различные методы, позволяющие диагностировать наличие доминантных очагов возбуждения в коре головного мозга:
Комплексная диагностика с использованием разных методик позволяет получить достоверные данные о локализации и характеристиках доминанты.
Несмотря на многолетнюю историю изучения, феномен доминанты до конца не исследован. Остается открытым вопрос о молекулярных и клеточных механизмах формирования доминантных очагов в мозге. Перспективным направлением является изучение роли нейромедиаторных систем в регуляции доминант.
Еще одна важная область - исследование взаимосвязи социального доминирования и его психофизиологических маркеров. Интеграция социологических, психологических и физиологических подходов открывает широкие возможности для понимания феномена лидерства в человеческих сообществах.