НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́, в Ветхом Завете горящий, но не сгорающий терновый куст (евр. הנס , греч. βάτος , лат. rubus, старославянское к@пина – терновник), который был явлен Моисею в пустыне близ горы Хорив (на Синайском п-ове) (Исх. 3:1–2). Из Н. к. Бог через ангела воззвал к Моисею, повелев ему вывести народ Израиля из Египта в Землю обетованную (Исх. 3:8, 10), и открыл ему Своё имя: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), «Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:15).
Купина, Наталия Александровна (род. 1940) — российский лингвист.
Купина — село в Инчанском районе Черниговской области Украины.
Неопалимая Купина — горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. устар. куст или группа кустов ◆ Небольшое озеро, из родника составленное и середину долины занимающее, осенено великолепною купиною старинных ив. Н. А. Львов, «Каким образом должно бы было расположить сад князя Безбородки в Москве», 1780-1790 г. (цитата из НКРЯ) 2. библейск. обычно в сочетании с прил. неопалимая — описанный в Ветхом Завете несгорающий терновый куст, в виде которого Бог явился Моисею ◆ Это купина неопалимая, несгорающий куст, который видел Моисей. митрополит Антоний (Блум), «Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось. », 1998-1999 г. (цитата из НКРЯ) 3. перен. то, что не поддается уничтожению (обычно сожжению) ◆ Поэтому для всех, кто шел смиренным путем, указанным Преподобным, открыта купина богоявления. монахиня Игнатия (Петровская), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви», 1980-1990 г. (цитата из НКРЯ)
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рутил — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
1) терновый куст, созерцаемый Моисеем близ горы Хорив в пламени огня, вызванного явлением Господа Саваофа ( Исх.3 );
2) один из образов Пресвятой Богородицы.
Сам в Себе Бог является непознаваемым. Но Он познается в Своих проявлениях или действиях — настолько, насколько открывается людям и насколько люди способны принять откровение. Являясь человеку во времена Ветхого Завета, Бог нередко представал перед ним в символических образах, связанных с огнём.
Так, еврейский народ созерцал славу Господню, вид которой был, «как огонь поядающий» ( Исх.24:17 ). Пророк Иезекииль видел Бога в подобии человека, от чресл Которого выше и ниже был «как бы некий огонь» ( Иез.1:27 ). Пророк Даниил зрел Бога и исходящую перед Ним огненную реку ( Дан.7:10 ).
По мнению отцов и учителей Церкви, Бог сопоставляется с огнем по ряду признаков, в частности:
Этот последний сравнительный тезис особенно часто использовался ветхозаветными пророками: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него» ( 2Цар.22:9 ); «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» ( Пс.49:3 ).
Тогда как Бог уподобляется огню, образ горящей, но не сгораемой купины используется в иконографии в качестве символа Пресвятой Богородицы.
Неопалимая купина понимается в этом отношении как один из ярчайших прообразов Божьей Матери, указавший на неопальное принятие Ею в Свое пречистое лоно Сына Божия.
В рамках этого иконографического типа Богородица изображается обрамленной облаком Славы, вписанным в восьмиконечную звезду, сформированную двумя пересекающимися ромбами — синим (зеленым) и красным, которые в свою очередь охватываются ещё одним облаком или сферой. Одной рукой Она держит Сына, а другой — Небесную лестницу (иногда образ лестницы заменяется образом горы). В углах синего (или зеленого) ромба пишутся ангелы, а в углах красного — символы четырёх Евангелистов). Внешнее облако изображается наполненным ангельскими воинствами.
Красный цвет ромба напоминает об огне, охватывавшем купину. А сочетание этого цвета с символами Евангелистов указывает на Божественное действие, направленное на спасение человека. Синий цвет напоминает об ангельском Небе, а зеленый может указывать на зелень неопалимого куста.
Иногда по углам иконографической композиции пишутся сцены из Ветхого Завета, представляющие сюжеты, прообразовавшие Божью Матерь: видение Моисеем пылающей купины ( Исх.3:2-6 ); изображение серафима с горящим углем, очистившего пророка Исаию от скверны греха ( Ис.6:6-7 ); созерцание пророком Иезекиилем храма, сквозь врата которого прошёл только Господь ( Иез.44:2 ); видение патриархом Иаковом небесной лестницы ( Быт.28:12 ) (см.: Прообраз).
В верхней части иконы может писаться образ Господа Саваофа.
«Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?»
прп. Иоанн Дамаскин
«Так мы понимаем и чудо, происшедшее с Девой: Свет Божества родился через Нее и воссиял в человеческой жизни, но Он сохранил невредимым куст, с которым соединился: цвет девства не увял и при родах».
свт. Григорий Нисский