Раздел: Советы огородникам

Значение слова «купина»

НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́

НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́, в Вет­хом За­ве­те го­ря­щий, но не сго­раю­щий тер­но­вый куст (евр. הנס , греч. βάτος , лат. rubus, ста­ро­сла­вян­ское к@пина – тер­нов­ник), ко­то­рый был яв­лен Мои­сею в пус­ты­не близ го­ры Хо­рив (на Си­най­ском п-ове) (Исх. 3:1–2). Из Н. к. Бог че­рез ан­ге­ла воз­звал к Мои­сею, по­ве­лев ему вы­вес­ти на­род Из­раи­ля из Егип­та в Зем­лю обе­то­ван­ную (Исх. 3:8, 10), и от­крыл ему Своё имя: «Я есмь Су­щий» (Исх. 3:14), «Гос­подь, Бог от­цов ва­ших, Бог Ав­раа­ма, Бог Исаа­ка и Бог Иа­ко­ва» (Исх. 3:15).

Значение слова «купина»

Купина, Наталия Александровна (род. 1940) — российский лингвист.

Купина — село в Инчанском районе Черниговской области Украины.

Неопалимая Купина — горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай.

  • КУПИНА', ы́, ж. (церк.-книжн, устар.). Куст. Неопалимая к. (в библейской мифологии — куст, к-рый горит и чудесным образом не сгорает).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

купина́

1. устар. куст или группа кустов ◆ Небольшое озеро, из родника составленное и середину долины занимающее, осенено великолепною купиною старинных ив. Н. А. Львов, «Каким образом должно бы было расположить сад князя Безбородки в Москве», 1780-1790 г. (цитата из НКРЯ) 2. библейск. обычно в сочетании с прил. неопалимая — описанный в Ветхом Завете несгорающий терновый куст, в виде которого Бог явился Моисею ◆ Это купина неопалимая, несгорающий куст, который видел Моисей. митрополит Антоний (Блум), «Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось. », 1998-1999 г. (цитата из НКРЯ) 3. перен. то, что не поддается уничтожению (обычно сожжению) ◆ Поэтому для всех, кто шел смиренным путем, указанным Преподобным, открыта купина богоявления. монахиня Игнатия (Петровская), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви», 1980-1990 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • неопалимая купина

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: рутил — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Купина неопалимая

1) терновый куст, созерцаемый Моисеем близ горы Хорив в пламени огня, вызванного явлением Господа Саваофа ( Исх.3 );
2) один из образов Пресвятой Богородицы.

kupina neopalimaja - Купина неопалимая

Почему Бог явился Моисею в пламени огня?

Сам в Себе Бог является непознаваемым. Но Он познается в Своих проявлениях или действиях — настолько, насколько открывается людям и насколько люди способны принять откровение. Являясь человеку во времена Ветхого Завета, Бог нередко представал перед ним в символических образах, связанных с огнём.

Так, еврейский народ созерцал славу Господню, вид которой был, «как огонь поядающий» ( Исх.24:17 ). Пророк Иезекииль видел Бога в подобии человека, от чресл Которого выше и ниже был «как бы некий огонь» ( Иез.1:27 ). Пророк Даниил зрел Бога и исходящую перед Ним огненную реку ( Дан.7:10 ).

По мнению отцов и учителей Церкви, Бог сопоставляется с огнем по ряду признаков, в частности:

  • как огонь являет себя через горючие вещества, так и Бог являет Себя в подвластном Ему мире;
  • как огонь всегда стремится выспрь, так и Бог обитает на Небесах (чем, конечно, не отрицается его вездеприсутствие, но лишь подчеркивается, что на Небе особенно ярко и выразительно проявляется Его святая воля);
  • как огненный пламень всегда имеет форму языков, так и Бог никогда не меняется;
  • как огонь освещает и согревает, так и Бог является Светом, Подателем Благ;
  • как огонь испепеляет нечистоту, так и Бог истребляет беззаконие, зло.

Этот последний сравнительный тезис особенно часто использовался ветхозаветными пророками: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него» ( 2Цар.22:9 ); «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» ( Пс.49:3 ).

Почему Богоматерь представляется в Православной иконографии под образом Неопалимой Купины?

Тогда как Бог уподобляется огню, образ горящей, но не сгораемой купины используется в иконографии в качестве символа Пресвятой Богородицы.

Неопалимая купина понимается в этом отношении как один из ярчайших прообразов Божьей Матери, указавший на неопальное принятие Ею в Свое пречистое лоно Сына Божия.

В рамках этого иконографического типа Богородица изображается обрамленной облаком Славы, вписанным в восьмиконечную звезду, сформированную двумя пересекающимися ромбами — синим (зеленым) и красным, которые в свою очередь охватываются ещё одним облаком или сферой. Одной рукой Она держит Сына, а другой — Небесную лестницу (иногда образ лестницы заменяется образом горы). В углах синего (или зеленого) ромба пишутся ангелы, а в углах красного — символы четырёх Евангелистов). Внешнее облако изображается наполненным ангельскими воинствами.

Красный цвет ромба напоминает об огне, охватывавшем купину. А сочетание этого цвета с символами Евангелистов указывает на Божественное действие, направленное на спасение человека. Синий цвет напоминает об ангельском Небе, а зеленый может указывать на зелень неопалимого куста.

Иногда по углам иконографической композиции пишутся сцены из Ветхого Завета, представляющие сюжеты, прообразовавшие Божью Матерь: видение Моисеем пылающей купины ( Исх.3:2-6 ); изображение серафима с горящим углем, очистившего пророка Исаию от скверны греха ( Ис.6:6-7 ); созерцание пророком Иезекиилем храма, сквозь врата которого прошёл только Господь ( Иез.44:2 ); видение патриархом Иаковом небесной лестницы ( Быт.28:12 ) (см.: Прообраз).

В верхней части иконы может писаться образ Господа Саваофа.

Цитаты о купине неопалимой

«Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?»
прп. Иоанн Дамаскин

«Так мы понимаем и чудо, происшедшее с Девой: Свет Божества родился через Нее и воссиял в человеческой жизни, но Он сохранил невредимым куст, с которым соединился: цвет девства не увял и при родах».
свт. Григорий Нисский

Литература по теме

  • О видении Моисея в купине свт. Кирилл Александрийский
  • Огонь неопалимой купины прот. Геннадий Фаст
  • Купина неопалимая свщм. Александр Глаголев
  • Призвание Моисея. Неопалимая купина свящ. Вадим Маркин
  • Икона Богородицы «Неопалимая Купина»

Источники:

  • https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2260176
  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0
  • https://azbyka.ru/kupina-neopalimaya